img
img29 марта 2022 в 10:10

Маркетплейс импортозамещения: эксперты о перспективах нового цифрового сервиса

Санкции и уход с российского рынка крупных зарубежных компаний вынудили отечественных заказчиков оперативно искать альтернативные способы приобретения необходимой продукции, а поставщиков — осваивать новые каналы поставок. С целями помочь и тем, и другим на электронной торговой площадке группы Газпромбанка (ЭТП ГПБ) был запущен электронный «Сервис импортозамещения».

Санкции и уход с российского рынка крупных зарубежных компаний вынудили отечественных заказчиков оперативно искать альтернативные способы приобретения необходимой продукции, а поставщиков — осваивать новые каналы поставок. С целями помочь и тем, и другим на электронной торговой площадке группы Газпромбанка (ЭТП ГПБ) был запущен электронный «Сервис импортозамещения».

Маркетплейс с продукцией под заказ

Как рассказали в пресс-службе Министерства промышленности и торговли РФ, «Сервис импортозамещения» нужен для того, чтобы оперативно подобрать канал поставок, зарубежный или отечественный аналог по проблемной номенклатуре для промышленных предприятий. Требований к обязательному участию в нем не предусмотрено.

«Сервис создан в том числе с целью поиска новых цепочек поставок. В ближайшее время появятся реестры с импортной и отечественной продукцией. Так же поставщики могут указать возможность поставки импортной продукции, если у них сохранились остатки на складах (невостребованное имущество)», — рассказали в Минпромторге.

По информации министерства, на текущий момент сделки в рамках этого сервиса не обеспечиваются, но на ЭТП ГПБ есть смежные сервисы, которые могут помочь сторонам подобрать варианты обеспечения, например, такие как банковская гарантия, кредит на исполнение контракта, тендерный кредит, факторинг, лизинг.

Директор по развитию сервисов ЭТП ГПБ Сергей Калинин пояснил, что сервис необходим для того, чтобы оперативно размещать заказчикам запрос, а поставщикам — заключать договоры. «Заказчикам сервис позволит сократить время на размещение закупки, снизить расходы на приобретение товара, найти зарубежного или отечественного поставщика с аналогом необходимой продукции. Поставщикам сервис позволит разместить информацию о себе, нарастить объем продаж», — прокомментировал он. По словам Сергея Калинина, данный сервис является маркетплейсом (магазином), но у заказчиков есть возможность договориться с вендорами о производстве нужной продукции под заказ. Заказчики могут работать здесь и по ФЗ №44 (регламентирует порядок осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заключение контрактов и их исполнение, — прим. авт.).

Директор департамента по развитию бизнеса компании «Рексофт» Николай Потапов заметил, что модель маркетплейса дает компаниям доступ к широкому кругу отечественных цифровых продуктов и решений. «Первый шаг — это понимание директорами в отрасли информационных технологий (ИТ, — прим. ред.) всего спектра существующих программных продуктов, которые могут выступить в роли замещающих. Именно эту цель закрывает задуманный маркетплейс. Мы видим, что полезных разработок много, однако ИТ-компании не всегда умеют и могут заниматься их продвижением. Формат единой площадки для поставщиков и покупателей позволит выстроить циклы обратной связи, увязывая спрос и предложение», — рассказал эксперт.

Фото: Depositphotos

В Минпромторге напомнили, что для заказчиков все услуги и сервисы бесплатны. Оплачивает их поставщик только по факту победы, которую подтверждает заказчик. «Предварительно этот тариф составляет 1 % от суммы заказа, но не менее 100 рублей и не более 50 тысяч рублей за добавление позиций: 30 позиций бесплатно, далее не более 100 рублей за одну запись товара», — разъяснили в Минпромторге.

Генеральный директор iPavlov Лоран Акопян убежден в том, что данный сервис необходим не только сегодня, в связи с известными геополитическими событиями, а нужен всегда и таких сервисов может быть несколько, не обязательно даже государственных. Эксперт считает, что одно из благ цифровизации — создание платформ, на которых корпорации и государственные организации могли бы свободно и быстро монетизировать разработанную ими интеллектуальную собственность. Российские компании сильно нуждаются в качественных отечественных аппаратных, программных и программно-аппаратных комплексах, подытожил эксперт.

Старший юрист практики административного и страхового права юридической компании «ССП-Консалт» Марат Хвастунов считает, что сервис разработали в связи с ростом спроса на отечественную продукцию. «Важно отметить, что сервис обеспечивает автоматическую проверку поставщиков и продукции на соответствие требованиям. Вместе с тем заказчикам перед заключением контракта, в целях снижения рисков доначисления или отказа в возмещении НДС, признании сделки недействительной, необходимо дополнительно проверять контрагента, в том числе полномочия лиц, подписывающих контракт, и запрашивать товаросопроводительные документы», — уточнил юрист.

Мост между вендором и заказчиком

В пресс-службе «Ростелекома» отметили, что в настоящее время становится актуальной организация взаимодействия покупателей и производителей оборудования в силу того, что прежние цепочки поставок прекращаются либо видоизменяются из-за санкций, что создает определенные неудобства. «Сервис импортозамещения» позволяет организовать взаимодействие покупателя и поставщика напрямую, что является безусловным преимуществом. В компании, исполняющей требования импортозамещения, выразили заинтересованность в обеспечении удобных сервисов для организации взаимодействия с поставщиками отечественного оборудования.

Заместитель генерального директора «РЕД СОФТ» Рустам Рустамов отметил, что новая волна санкций побудила российских разработчиков софта и государство начать срочно выстраивать крепкие и надежные мосты между вендорами и заказчиками, поэтому подобный сервис — интересный проект и в перспективе может стать полезным инструментом. «С учетом растущего спроса на наши продукты мы заинтересованы в использовании любых возможностей, которые способны облегчить взаимодействие с заказчиком и уже прорабатываем вопрос присоединения к проекту», — отметил эксперт.

Новая волна санкций побудила российских разработчиков софта и государство начать срочно выстраивать крепкие и надежные мосты между вендорами и заказчиками

«Мы будем пользоваться сервисом, — констатирует Лоран Акопян. — Для нас это отличная возможность познакомить широкую аудиторию потенциальных заказчиков со всей продуктовой линейкой компании. При активном использовании платформы мы рассчитываем на то, что в перспективе ее разработчики будут создавать новые, удобные инструменты для привлечения и точечного таргетирования заказчиков и исполнителей, в том числе внедряя технологии машинного обучения».

Руководитель отдела маркетинга Crosstech Solutions Group Юлия Заря подчеркнула, что будучи вендором российских продуктов в сфере информационной безопасности (ИБ), компания ощутила недостаток таких консолидированных платформ. «Раньше, даже имея в своей линейке продукты во многом лучше западных аналогов и более адаптивные к отечественному рынку, приходилось искать способы коммуникаций, объяснять точечно все преимущества наших продуктов, менять стереотипы заказчиков и партнеров, — рассказывает Юлия Заря. — На данной площадке теперь мы можем видеть конкретный запрос от компании и предложить решение проблемы без дополнительных затрат, согласований и посредников. Это взаимовыгодная история: мы получаем площадку для широкого охвата, а заказчики — большую базу проверенных поставщиков и производителей».

«Мы внимательно следим за появлением подобных сервисов и уже подали заявку на добавление наших продуктов на данный сервис. Нам важно чтобы максимальное количество компаний смогли при помощи наших решений обеспечить непрерывность и эффективность собственной работы», — рассказал директор компании «Транссеть» Дмитрий Греськов.

В то же время в компании «Алладин Р. Д.» заметили, что для ИТ-отрасли и продуктов информационной безопасности данный сервис подходит слабо. «Плохо, что этот проект сделали коммерческим и пытаются зарабатывать деньги. “Входной билет” не адекватен, мы отказались от участия и публикации там наших продуктов — очень дорого, польза от этого не очевидна, более того, для нашего сегмента ИБ это может принести больше вреда и траты времени», — прокомментировали в компании.

В перспективе — сделки «за часы»

Перспективы «Сервиса импортозамещения» в Минпромторге оценивают как высокие, так как потребность в инструменте, помогающем заказчику и поставщику найти друг друга, очень сейчас высока. «Это действенный инструмент, призванный помочь компаниям, находящимся сейчас в поиске новых поставщиков», — рассказали в министерстве.

«За семь дней работы “Сервиса импортозамещения” заключено сделок почти на 300 млн рублей. Это хороший показатель, и он, очевидно, будет расти», — надеется Рустам Рустамов.

Фото: Depositphotos

Руководитель направления инновационных проектов ГК Astra Linux Роман Мылицын убежден в том, что в текущей ситуации подобные сервисы могут стать серьезным подспорьем для заказчиков, так как принятие решения и поиск импортозамещающей продукции всегда превращается в довольно трудоемкий процесс. Поэтому площадки, которые агрегируют информацию по всем возможным аналогам, востребованы, интерес к ним будет только расти, предположил эксперт.

Лоран Акопян счел важным добавить, чтобы платформа позволяла «за часы» выводить готовые продукты на рынок и быстро осуществлять сделки. «Такие сервисы особо актуальны в ИТ-отрасли, где срок заключения сделок может длиться до одного года. Многие проверки и compliance-процедуры (строгое следование нормам, установленным законодательными и регулирующими органами, — прим.авт.) заказчиков можно было бы ускорить и дать возможность хорошим поставщикам поднять свою видимость, тем самым сократив маркетинговые издержки разработчиков программного обеспечения», — пояснил он. По мнению эксперта, такие платформы призваны построить прочную цепочку поставок, постоянно минимизируя стоимость для конечного потребителя и улучшая качество работы вендоров, дистрибьюторов, интеграторов, финансовых учреждений и других экономических агентов в условиях рыночной борьбы за лучший продукт.

Директор по продукту IW Group Павел Игнатенко заметил, что этот сервис был необходим еще в 2015 году, когда были введены санкции и была возможность сыграть на опережение. «Площадка имеет огромные перспективы, особенно если санкции будут ужесточаться», — убежден он.

Юлия Заря заметила, что наличие таких площадок является условием нормального функционирования организаций на всех уровнях. «В перспективе импортозамещающий сервис сможет стать полномасштабной цифровой экосистемой, способной предоставить широкую базу проверенных поставщиков и качественных продуктов, соответствующих требованиям заказчика, дополненную различными современными сервисами и технологиями, а также алгоритмами машинного обучения», — рассуждает эксперт.

Помимо модернизации технической составляющей сервиса, в перспективе возможно включение в него иностранных поставщиков, готовых продолжать сотрудничество с Россией

Марат Хвастунов высказал мнение, что помимо модернизации технической составляющей сервиса, в перспективе возможно включение в него иностранных поставщиков, готовых продолжать сотрудничество с Россией, что позволит расширять товарную номенклатуру и каналы реализации и закупки товаров.

«Мы рассчитываем на всестороннее развитие сервиса импортозамещения, в том числе, за счет регистрации в системе новых поставщиков оборудования, а также оптимизации и совершенствования процессов сервиса. От этого во многом зависят перспективы его дальнейшего развития», — рассказали в «Ростелекоме».

Николай Потапов считает, что перспективы импортозамещения связаны с созданием цифровых экосистем и укрупнением предложения, за счет объединения на площадке не только продуктов, но и услуг по внедрению и мер поддержки. «Следующий логичный шаг в развитии проекта — это верификация совместимости программных продуктов, входящих в общий стек или подходящих для работы в ИТ-ландшафте предприятий из одной индустрии», — выразил мнение эксперт. По его словам, дополнение «Сервиса импортозамещения» операционными офисами, реализующими проекты по импортозамещению, сможет усилить его.

Дмитрий Греськов уверен в том, что эффективность данного сервиса покажет время, когда появятся объективные цифры объемов закупок, проходящих через данный инструмент. По мнению эксперта, в текущей ситуации необходимо реализовывать все возможные способы для упрощения доступа производителей отечественных решений на различные рынки сбыта.

«Любая инициатива, которая реально поможет промышленности решать вопросы импортозамещения, заслуживает поддержки», — заключили в госкорпорации «Ростех».

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий