Федеральный проект цифровизации городского хозяйства «Умный город» был запущен в ноябре 2018 года как ведомственная программа Минстроя, а в 2019-м ее включили в национальные проекты «Жилье и городская среда» и «Цифровая экономика РФ». К настоящему моменту, по данным Минстроя, к проекту подключились 213 городов с численностью жителей от 100 тыс. человек. Министерство подписало соглашения о запуске пилотных проектов городской цифровизации с 87 муниципалитетами из 47 регионов, которые взяли на себя повышенные обязательства: внедрять больше элементов умного города, соответствующих стандарту Минстроя, по сравнению с рядовыми населенными пунктами.
Однако после назначения губернатором Мурманской области осенью 2019 года экс-замглавы Минстроя Андрея Чибиса, который курировал разработку и утверждение «Умного города» и руководил проектом после его запуска, темпы реализации программы начали снижаться. В рамках «Умного города» тестировались технологии интернета вещей в ЖКХ, отрабатывались механизмы взаимодействия заказчиков и поставщиков решений, принимались меры по стимулированию внедрений цифровых платформ на всех уровнях — от региона до управляющей компании, — но не с той скоростью, на которую рассчитывали изначально.
А адаптация ИТ-компаний и телеком-операторов к новым условиям работы во время пандемии и вовсе отодвинула «Умный город» на второй план. Понимали это и в Минцифры, поэтому осенью 2021 года сообщили о планах фактического перезапуска проекта. Тогда пресс-служба ведомства поясняла, что суть преобразований заключается в актуализации стандарта «Умного города» и синхронизации мероприятий в рамках проекта с приоритетными задачами нацпроектов. В Минстрое обещали сделать акцент на региональных программах и расширении тестирования смарт-технологий с уровня муниципалитетов до масштаба агломераций и регионов.
В марте 2022 года, заместитель министра строительства и ЖКХ Константин Михайлик, ныне возглавляющий проект «Умный город», де-факто признал, что эффект от внедрения цифровых решений в городскую среду не соответствует ожиданиям.
К весне текущего года ведомство было уже готово отчитаться о проделанной работе. В Минстрое сообщили об обновлении состава рабочей группы проекта «Умный город», которая скорректировала систему показателей и направления работы в его рамках с «учетом успешного опыта синхронизации в регионах». Затем Минстрой запланировал апробацию решений на городах-пилотах с компаниями-партнерами проекта, а также разработку и утверждение методических рекомендаций по каждому направлению для дальнейшего масштабирования внедренных решений на территории всех регионов. Содержательно эта часть плана практически ничем не отличается от того, чем занималась рабочая группа «Умного города» под руководством Андрея Чибиса, однако, возможно, отличия видны только внутри конкретных городских проектов. Итогом обновления проекта Минцифры видело внесение изменений в методологию определения индекса «IQ городов» — индикатора, по которому власти и граждане могут оценивать эффективность реализации соответствующих программ в каждом населенном пункте.
Выступая на форуме «Smart City & Region: Цифровые технологии на пути к “умной стране”» в марте 2022 года, заместитель министра строительства и ЖКХ Константин Михайлик, ныне возглавляющий проект «Умный город», де-факто признал, что эффект от внедрения цифровых решений в городскую среду не соответствует ожиданиям. «Да, в ряде случаев эффект от цифровизации не сразу заметен, но при правильном подходе итогом становится улучшение всех инфраструктурных элементов города, изменение качества жизни в лучшую сторону главных бенефициаров проекта — жителей», — говорил Константин Михайлик. Несмотря на то, что умный город оказывается не очень-то и нужен ни городским администрациям, ни, что самое главное, жителям, замминистра призвал не отказываться от реализации проектов даже в текущих условиях. «Для населения, горожан самое важное сейчас — видеть, что мы не останавливаемся в тех инициативах, в тех новациях, в тех решениях, которые мы уже приняли. И идея развития умного города, умного региона — именно про то, что мы с вами делаем жизнь людей лучше каждый день», — подчеркнул Константин Михайлик в ходе своего выступления на форуме.
По мнению генерального директора ИАА TelecomDaily Дениса Кускова, ситуация в экономике страны складывается так, что в этом году даже перезапущенный проект «Умный город» не приведет к ускорению цифровизации городского хозяйства. «Ведомства будут более активно развивать интернет вещей в умном городе и ЖКХ уже в следующем году», — поделился он с «Телеспутником».
Кусков связывает низкие темпы внедрения «Умного города» в текущем году прежде всего с ситуацией, в которой оказались телеком-операторы, которые в «эпоху Чибиса» запускали наибольшее количество пилотов в регионов, а самое главное, инвестировали в сетевую инфраструктуру интернета вещей для ЖКХ. «Конечно, цифровизация ЖКХ сейчас не самое важное направление для операторов, потому что они решают проблемы, связанные с нехваткой оборудования для основного бизнеса. Но они совсем не отказываются от умного города — просто переносят проекты на более отдаленные сроки. Очевидно, что для них интернет вещей в умном городе, в умном доме, во всем, что связано с умными счетчиками, важен и нужен», — настаивает Денис Кусков.
Он подчеркнул, что операторы не отказываются от развития интернета вещей в ЖКХ и умном городе, отдают себе отчет, что для них это перспективные виды бизнеса, которые позволяют поддержать темпы роста в условиях, когда B2C-рынок насытился. «Масса небольших платежей от множества подключенных устройств позволит заметно увеличить выручку. Операторы неизбежно будут вкладываться в это направление, потому что оно для них перспективно на большое число лет вперед. B2C-рынок таких темпов точно не покажет», — констатировал Денис Кусков.
К тому же именно в производстве оборудования для цифровизации городского хозяйства стратегия импортозамещения может оказаться наиболее успешной. «Учитывая, что первичное оборудование интернета вещей не такое сложное, как смартфоны и ноутбуки с процессорами Qualcomm или Intel, вполне можно использовать российские технологии или технологии с высокой долей локализации. Но и здесь возможны замедления. Сейчас российские микроэлектронные предприятия в основном задействованы в освоении производства отечественных микропроцессоров — “Эльбрусов”, “Байкалов”, которые теперь невозможно производить на Тайване. Поэтому активное включение в производственные программы микроэлектроники для интернета вещей, скорее всего, отложится на следующий год», — предположил глава TelecomDaily.
В условиях, когда роль телеком-операторов как провайдеров цифровизации населенных пунктов снижается, растет влияние вертикально интегрированных компаний, таких как «Ростех» и «Росатом».
Заместитель генерального директора по развитию АО «Цифровые платформы и решения Умного города» (в составе «дочки» «Росатома» — АО «Русатом Инфраструктурные решения») Александр Зорин считает ускорение цифровой трансформации сферы ЖКХ ключевой задачей не только городов-миллионников, но и средних и малых городов. «Здесь важно исходить не только из того, что масштабное внедрение отечественных цифровых технологий позволяет обеспечить потребителям необходимый уровень качества, надежности, доступности и безопасности предоставления жилищно-коммунальных услуг, что, безусловно, очень важно. Важно, чтобы мероприятия по цифровизации ЖКХ с соответствующими источниками финансирования находили свое отражение в региональных и муниципальных программах модернизации и развития отрасли», — заключил Александр Зорин.