В своем обращении к участникам мероприятия заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко заявил, что ИТ-отрасль быстро адаптировалась к новым условиям, сложившимся после геополитических событий. Правительство ожидает минимум двукратного роста использования отечественного программного обеспечения (ПО) российскими предприятиями, а также реализации высокого экспортного потенциала, которым обладает отечественный софт.
Согласно опросу, проведенному АРПП в апреле 2023 года, около 73 % компаний-респондентов заявили, что политические изменения повлияли на развитие новых продуктов и направлений деятельности. Большинство организаций отметили, что у них появились возможности для расширения продуктовых линеек на замену ушедшим с рынка зарубежным решениям.
По итогам 2022 года спрос на российское ПО вырос в 10 и более раз, в зависимости от класса. К примеру, в сегменте операционных систем (ОС) объем госзакупок увеличился в восемь раз, выручка от продаж — в 2,5 раза, всего продано более 1 млн лицензий на отечественные ОС. Похожая ситуация наблюдается и в сегменте систем управления базами данных (СУБД): в три раза вырос объем закупок отечественных систем госкомпаниями, затраты на закупку также увеличились троекратно и достигли 2 млрд рублей. Однако в целом падение общего объема закупок СУБД после ухода западных вендоров составило 46 %.
«Отрасль развивается, двигается. Сейчас [настало] хорошее время, и если у нас все получится, то спрос [на отечестенный софт] будет еще больше, [поэтому] надо занимать освободившиеся ниши», — заявил в своем выступлении глава Минцифры Максут Шадаев.
Использовать отечественное на сто процентов
Министр уверен, что спрос на отечественное ПО можно подтолкнуть за счет введения дополнительных целевых показателей для госкомпаний. «Мы видим, как увеличился спрос на ОС, офисные пакеты. По зрелым продуктам мы можем в правительственные директивы госкомпаниям выставлять понятный показатель, который фактически должен быть равен 100 % к 2025 году», — пояснил Максут Шадаев предложение Минцифры обязать госкомпании к 2025 году полностью перейти на отечественное ПО в тех сегментах, где есть зрелые решения.
В Минцифры ожидают, что соответствующий законопроект будет внесен и принят Госдумой уже в весеннюю сессию. Сейчас госкомпании обязаны направлять на закупку софта и программно-аппаратных решений отечественных производителей 70 % расходов.
По словам Максута Шадаева, к решению подтолкнуть госкомпании ускорить переход на отечественное ПО привели как просьбы разработчиков решить этот вопрос, так и медлительность самих госструктур. «В госкомпаниях необходимо сделать роль ИТ-политрука, который бы вправлял мозги, чтобы организации быстрее переходили на отечественное ПО. Технических проблем нет, есть нежелание что-то менять», — выразил негодование директор по стратегии и развитию компании Bellsoft Роман Карпов. Шадаев с ним согласился и посетовал на то, что чем больше времени проходит, тем меньше у российских организаций мотивации переходить на отечественный софт.
Максут Шадаев посетовал на то, что чем больше времени проходит, тем меньше у российских организаций мотивации переходить на отечественный софт.
Вынужденная легализация
Председатель правления АРПП и президент группы компаний InfoWatch Наталья Касперская считает, что еще одна инициатива Минцифры может заставить госкомпании и дальше затягивать переход на отечественные решения. Речь идет о легализации использования ПО из недружественных стран, правообладатели которого ушли из России. В первую очередь это специализированный софт, аналогов которому в РФ пока нет. Законопроект планируется представить к публичному обсуждению до конца апреля.
«Мы будем вынуждены на определенных условиях легализовать использование зарубежного софта на то время, которое необходимо для появления конкурентных российских аналогов или перехода на них. Оставлять здесь серую зону не удасться. Сейчас уже согласованы основные условия. Надеемся, соответствующий документ до конца апреля появится в публичном поле, дальше он будет согласовываться», — оправдывался Максут Шадаев.
Однако участникам мероприятия такая инициатива не понравилась. «Какие цены будут на зарубежные продукты, с кем будет идти коммуникация при закупках? Не приведет ли легализация к тому, что компании просто перестанут закупать отечественное?», — продолжала Наталья Касперская.
Глава Минцифры подчеркнул, что легализация — временная и вынужденная мера. «Мы видим, как крупные компании продолжают использовать зарубежный софт, который по отдельным позициям остается еще лучше, чем российский и он для них бесплатный. Если мы разрешим глобально не платить за зарубежный софт, то нам потом будет сложно заставить платить за российский», — пояснил он.
Согласно предварительному механизму, компании, использующие зарубежное ПО, будут отчислять средства на специальные счета. Эти деньги регулятор использует в качестве обеспечения залогов по льготным кредитам для российских разработчиков.
Как рассказал директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ Илья Массух, за 2022 год объем закупок специализированного ПО органами исполнительной власти и госкорпорациями для внутреннего использования составил 34,9 млрд рублей. Однако доля российского ПО в общем объеме составила лишь 5,53 %, отметил он.
Правительство само определит объекты КИИ
Что касается промышленного софта, здесь тоже ожидаются нововведения. «Надеемся, что в весеннюю сессию будет внесен и принят законопроект, который наделяет правительство полномочиями определять по каждой отрасли объекты критической информационной инфраструктуры (КИИ, — прим. ред.), их виды, а также сроки их перевода на российские продукты», — рассказал Максут Шадаев.
Законопроект о преимущественном использовании всеми субъектами КИИ отечественного ПО поручил разработать премьер-министр РФ Михаил Мишустин в сентябре 2022 года. Как было указано в поручении, законопроект должен устанавливать «требования по преимущественному использованию всеми субъектами критической информационной инфраструктуры отечественных ПО, программно-аппаратных комплексов, телекоммуникационного оборудования и радиоэлектронной продукции (с учетом их готовности к массовому внедрению) на принадлежащих им значимых инфраструктурных объектах».
Аналогичный запрет уже действует для госзаказчиков, которым с 31 марта 2022 года воспрещается закупать иностранный софт для объектов КИИ. Полностью отказаться от его использования они должны с 1 января 2025-го.
Существует проблема, что коммерческие компании сами определяют, какой их объект КИИ является значимым.
Однако, как рассказал министр, существует проблема с тем, что коммерческие компании сами определяют, какой их объект КИИ значимый. «И не всегда подходят к этому процессу добросовестно. Работа, которая была организована в рамках ИЦК (индустриального центра компетенций, — прим. ред.) и ЦКР (центров компетенций разработки, — прим. ред.), показала нам, какие системы для каждой отрасли являются критичными, остановка каких систем может повлиять на функционирование компании», — сказал Максут Шадаев. Поэтому разрабатываемый законопроект наделит правительство и отраслевые ведомства правом устанавливать перечень критических информационных систем, которые будут относиться к объектам КИИ в каждой отрасли.
В планах регулятора также создание единого каталога оборудования и категорирование всех значимых объектов КИИ, включая негосударственные. Участники рынка предложили создать перечень не российского софта, которым надо заменить иностранный, а наоборот. «Предлагаю составить список западного ПО, которое рекомендуем к замене. Так будет точнее: ИТ-директора будут понимать, что им делать», — пояснил генеральный директор «Адванта» Дмитрий Мазеин.
Системно значимые
Также регулятор продолжает развивать инициативу «рынок в обмен на инвестиции». В ее рамках кабмин одобрил законопроект о введении нового статуса для ИТ-компаний — системно значимых. Законопроект внесен в Госдуму. «Это те [компании], которые инвестируют собственные средства в развитие своих решений под перспективные потребности заказчиков по формуле “рынок в обмен на инвестиции”. Сейчас в законопроекте прописано, что системно значимые компании подписывают соглашение с правительством, обязуясь инвестировать средства в развитие своих продуктов», — пояснил Максут Шадаев.
Разработчик берет на себя обязательства развивать собственные решения под требования заказчиков. В соглашении, которое заключают стороны, должны быть закреплены функциональность создаваемого ПО и график его разработки.
Правительство берет на себя обязательство по предоставлению определенных преференций для доступа на рынок. К примеру, приоритизация доступа к объектам КИИ или к госзакупкам по формуле «второй лишний» для компаний, имеющих статус системно значимых.
Как сообщил Максут Шадаев, на получение такого статуса смогут претендовать состоятельные структуры, у которых есть значимая доля на рынке, а также наработки по тем видам корпоративного ПО, которые нужно развивать с точки зрения импортозамещения, передавал «Интерфакс». При этом госкомпании не будут обязаны приоритетно выбирать такие поставщиков.
Также в российском законодательстве есть понятие проектов, «имеющих общегосударственное, стратегическое или приоритетное значение для экономики Российской Федерации». Как системно значимые компании будут пересекаться с ним, пока не ясно.
Льготы для маленькой такой компании
Со своей инициативой выступили и ИТ-компании. В частности, они попросили расширить программу Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ, входит в группу ВЭБ.РФ) «Субсидия поддержки цифровизации МСП» (малые и средние предпирятия, — прим. ред.) с только облачных на клиент-сервисные и коробочные решения, а также сделать условия отбора проектов на конкурсы РФРИТ более прозрачными. Как пояснила Наталья Касперская, бывали случаи, когда компаниям немотивированно отказывали.
Минцифры запустило новый механизм поддержки малого и среднего бизнеса в сентябре 2021 года. МСП могут приобретать ПО вдвое дешевле в счет компенсации 50 % стоимости лицензии производителям. РФРИТ компенсирует компаниям-разработчикам ПО недополученные 50 %. Мера поддержки реализуется РФРИТ в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» нацпрограммы «Цифровая экономика Российской Федерации».