Работа над новой концепцией развития телерадиовещания ведется около года. Впервые о ее разработке сообщил в январе 2020 года Алексей Волин, на тот момент заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
Над документом трудится рабочая группа при правительственной комиссии по развитию телерадиовещания, в состав которой входят представители ВГТРК, Роскомнадзора, Минкомсвязи, Национальной ассоциации телерадиовещателей, «Первого канала», РТРС, а руководит группой гендиректор «Национальной Медиа Группы» Ольга Паскина.
Отсутствие в этом списке операторов связи и провайдеров платного ТВ, которые неоднократно жаловались на невозможность принять участие в формировании документа, наложило заметный отпечаток на процесс создания концепции. Текст концепции (копия документа есть в распоряжении «Телеспутника») в одностороннем порядке защищает интересы отечественных вещателей. По мнению вице-президента Ассоциации кабельного телевидения России Михаила Силина, которое он высказал в ходе круглого стола «Трансформация цифрового медиапространства России: тренды и концепция развития», организованного советом Торгово-промышленной палаты РФ по развитию информационных технологий и цифровой экономики, целью принятия концепции является бесплатная передача вещателям чего-то, что принадлежит онлайн-кинотеатрам и операторам связи. «Это единственное содержание данной концепции — отобрать у одних и отдать бесплатно другим», — подметил он.
Неравенство телевидения и интернета
Действуя согласно данной логике, авторы документа предлагают законодательно уравнять принципы регулирования телеканалов и онлайн-сервисов, распространяющих в Сети аудиовизуальный контент. Необходимость в этом объясняется тем, что «телеканалы в настоящее время играют незначительную роль на рынке онлайн-видео, несмотря на то, что вещатели являются крупнейшими производителями и заказчиками видеоконтента».
Авторов концепции смущает, что государство теряет контроль над дальнейшим развитием рынка аудиовизуальных сервисов: по их мнению, это подрывает экономические основы телерадиовещательной отрасли. Вину за сложившуюся ситуацию предлагается возложить на участников рынка, «находящихся под контролем иностранных юридических или физических лиц, которые доминируют на нем».
В графике популярных видеосервисов, который приводится в качестве иллюстрации, отмечены сервисы с иностранным владением. Там есть не только бесспорно иностранный YouTube, но и вполне себе отечественные Amediateka, ivi и «Яндекс». Кипрская регистрация компаний, контролирующих эти видеосервисы, дает основание считать их иностранцами.
Урегулировать сложившееся неравенство телевидения и видеосервисов предлагается путем введения дополнительных ограничений для аудиовизуальных сервисов, находящихся под контролем иностранных лиц, а также приравнивания контентных интернет-платформ к СМИ и сближения их правового положения с вещателями в части требований к размещению рекламы и ограничению иностранного участия.
Напомним, что с 2016 года в России действует закон об ограничении иностранного участия в российских СМИ, согласно которому доля иностранного капитала в них не должна превышать 20%. Что касается объема рекламы на ТВ, то для вещателей действуют свои ограничения: не более 12 минут в час и не более 3 часов 36 минут в сутки. Также закон регламентирует, что рекламодатели имеют право размещать рекламу на федеральных телеканалах только на основании данных измерителя, отобранного специальной комиссией при Роскомнадзоре. Cейчас таким измерителем является компания Mediascope.
Представители Google и онлайн-кинотеатра Megogo не ответили на запрос «Телеспутника» о новой концепции телерадиовещания. Генеральный директор ИАА TelecomDaily Денис Кусков считает, что присутствие на отечественном рынке иностранных игроков — это позитивный фактор, а все последние действия властей в области регулирования не совсем логичны. «В России очень часто меняются правила игры, чего нет в других странах мира», — отметил он.
По мнению руководителя аналитического агентства Content Review Сергея Половникова, проблемы отечественного телевидения кроются в низком качестве контента даже на телеканалах, входящих в федеральный мультиплекс. Российские медиа проигрывают YouTube, который развивается больше десяти лет и вкладывает миллиарды долларов в инфраструктуру. При этом все авторские права видеосервис очень строго соблюдает, у россиян никто не ворует контент, и, как следствие, юридически претензии к нему безосновательны, подчеркнул он.
В том, что, согласно концепции, «телеканалы в настоящее время играют незначительную роль на рынке онлайн-видео», виноваты сами телевещатели, которые поздно вышли на этот рынок, говорит генеральный директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин. Никто не мешал и не ограничивал вещателей в развитии собственных VoD-платформ, но их менеджмент не был готов к созданию сервисов, каннибализирующих их основной бизнес. Нежелание пойти на риск 10 лет назад сейчас ставит их в позицию догоняющих, заметил он.
Запрет приоритизации трафика
Решить проблему неравенства вещателей и онлайн-площадок, согласно концепции, должен законодательный запрет приоритизации трафика иностранных видеосервисов, при этом операторам связи нужно разрешить предоставлять пользователям видеоконтент отечественных сервисов на лучшей скорости и повышенного качества. Таким образом предлагается замедлять сервисы «Яндекса», который, по данным авторов документа, является иностранной компанией, и давать приоритет отечественному RuTube.
Здесь вызывают вопросы даже сами формулировки, приведенные в концепции: повышенное качество предлагается предоставлять отечественным сервисам «в целях поддержки смотрения национального аудиовизуального контента». Но на том же YouTube много видео именно российского производства, хотя, возможно, под «национальным контентом» понимаются строго заверенные властями новостные выпуски федеральных каналов.
Что касается приоритизации трафика, здесь операторы связи руководствуются действующим в России с 2016 года принципом сетевой нейтральности, согласно которому доступ к любым интернет-ресурсам предоставляется на равных условиях, отметила на круглом столе «Трансформация цифрового медиапространства России: тренды и концепция развития» руководитель направления по взаимодействию с органами государственной власти компании МТС Ольга Ланеева.
Об этом же заявили в «ЭР-Телеком Холдинге». «Мы придерживаемся принципов сетевой нейтральности, выработанных ФАС России с представителями отрасли и экспертным сообществом», — сообщил представитель пресс-службы оператора.
В Tele2 подчеркнули, что не приоритизируют трафик в пользу тех или иных сервисов и не видят необходимости приоритизировать отечественные. «Приоритизация отдельных сервисов, на наш взгляд, действительно противоречит сетевой нейтральности, которая хоть и не закреплена на законодательном уровне, но сформулирована на уровне декларации ФАС», — прокомментировал представитель пресс-службы оператора.
В случае принятия требование о приоритизации трафика отечественных сервисов можно будет опротестовать в любом суде, потому что рынок открытый и все игроки должны иметь равные возможности, говорит Денис Кусков. По его словам, ранее российские сотовые операторы предлагали брать деньги за трафик с сервисов вроде Facebook и WhatsApp, но это бесперспективный путь, потому что без них у пользователей не будет большой потребности в интернете.
Предложения по приоритизации трафика свидетельствуют, что авторы концепции плохо понимают, как работает интернет, и совсем не знают, что такое CDN. IP-пакеты законодательству не подчиняются, напомнил главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. Он добавил, что попытки регулировать интернет, как телевидение, — это все равно, что регулировать телевидение, как театр. В онлайне не нужны посредники в виде классических медиахолдингов, потому что посредники-агрегаторы де-факто регулируют рынок, настаивает он.