Новые правила
В октябре 2020 года правительство утвердило новое положение о ведомственных программах цифровой трансформации, которое пришло на замену постановления 2010 года «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов».
Старая программа не устраивала чиновников по нескольким причинам. Хромало управление процессом информатизации, у федеральных госорганов не было целостной картины финансирования мероприятий и их учета, а также понимания удобства информационных систем и централизованного мониторинга данных, бюджетного планирования.
Ранее госорганам было необходимо составлять планы информатизации на очередной финансовый год и плановый период с последующим согласованием с Минкомсвязи (ныне — Минцифры, — прим. ред.). Новое положение предполагает планирование на три года с установлением целевых показателей, правда, утверждать такие программы все равно необходимо каждый год с последующей ежеквартальной отчетностью. Таким образом, у каждого ведомства появилась своя программа цифровой трансформации.
Контроль и мониторинг показателей исполнения программ останется за Минцифры, а ответственность за достижение установленных целей теперь возложена на профильных руководителей цифровой трансформации. Предполагается, что такой подход в целом улучшит контроль за ходом цифровизации ведомств и обеспечит гибкость в принятии дополнительных решений в случае возникновения рисков невыполнения установленных показателей.
Государственные структуры в последние годы действительно стремятся к улучшению предоставляемых услуг и сервисов, тем более сейчас практически каждый федеральной орган исполнительной власти должен дополнить сервисный портфель продукта «Госуслуги», говорит директор по развитию бизнеса Softline в нацпроекте «Цифровая экономика» Сергей Сошников. По его мнению, развитие этой практики позволит государству стать цифровой платформой для обеспечения нужд населения. Кроме всего прочего, лидеры цифровой трансформации госорганов единовременно реализуют еще и внутренние программы трансформации. Это большой вызов для управленцев и ИТ-поставщиков, так как зачастую сроки исполнения проектов не позволяют представителям федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) быть полностью ответственными за успешность изменений.
Директор по анализу процессов цифровой трансформации компании J’son & Partners Consulting Александр Герасимов настроен более скептически: «Правильнее говорить о ведомственных программах информатизации, а не цифровизации. Собственно, они раньше так и назывались, а сейчас переименованы в “цифровизацию” без изменения их содержания. Никакого отношения к построению цифровой экономики эти программы не имеют. При этом объем финансирования госпрограмм информатизации был значительно увеличен в последние два года».
Согласно паспорту федерального проекта «Цифровое государственное управление», реализация заложенных в нем инициатив позволит обеспечить всем гражданам и организациям доступ к приоритетным государственным услугам и сервисам в цифровом виде. Также будет создана национальная система управления данными, продолжится развитие инфраструктуры электронного правительства и внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление.
К 2024 году российские госведомства должны будут обеспечить работу 25 цифровых суперсервисов по жизненным ситуациям. Уровень автоматизации электронного документооборота государственных и муниципальных органов и бюджетных учреждений должен достигнуть 90%, как и доля электронного документооборота между органами государственной власти РФ и государств Евразийского экономического союза. Кроме того, 60% граждан будут иметь цифровое удостоверение личности с квалифицированной электронной подписью.
Среди основных целей цифровой трансформации, указанных в новом положении правительства: повышение удовлетворенности граждан государственными услугами, снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством и снижение издержек государственного управления, а также создание условий для повышения собираемости доходов и сокращения теневой экономики и т. д. Не забыли и про безопасность информационных систем и обеспечение технологической независимости технологической инфраструктуры от зарубежного оборудования и ПО.
Но, как ранее отмечал портал Tadviser, в таком виде перечисленные цели звучат абстрактно, например, непонятно, как будет измеряться удовлетворенность граждан и бизнеса цифровыми госуслугами. По словам директора департамента развития архитектуры и координации информатизации Минцифры России Василия Слышкина, для достижения конкретных показателей по данному направлению ведомства будут отчитываться по количеству предоставления госуслуг в электронном виде, проактивному предоставлению услуг и обеспечивать юридическую значимость результатов госуслуги в электронном виде.
Ключевые вызовы
Процесс цифровизации (ранее он назывался информатизацией) госведомств и госуслуг в России идет уже больше 10 лет. Однако до сих пор до конца нерешенными остаются ряд важных проблем, среди них ключевые — невысокий уровень цифровых навыков населения, несовершенное законодательство, недостаточный уровень развития технологической инфраструктуры и кадровый вопрос.
«Технологии — это только инструмент для реального изменения системы управления, а цифровая трансформация на уровне всей Российской Федерации возможна только при новом подходе к ролям в командах и появлении команд цифровой трансформации, объединяющих регионы, муниципалитеты, федеральные органы власти, бизнес и граждан», — говорится в докладе «Государство как платформа: люди и технологии» (откроется PDF-файл), подготовленном Высшей школой государственного управления совместно с Центром перспективных управленческих решений в 2019 году. На тот момент авторы доклада оценивали уровень технологической инфраструктуры, необходимой для предоставления госуслуг и обеспечения деятельности системы госуправления, как недостаточный.
Вопросом цифровизации в России помимо главы Минцифры Максута Шадаева активно занимается вице-премьер Дмитрий Чернышенко. В частности, он курирует вопрос совершенствования законодательства в этой области. В сентябре 2020 года на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным вице-премьер упомянул о необходимости внесения изменений в нормативную базу, но добавил, что нужно найти взаимопонимание с силовыми структурами, а это потребует времени.
С кадрами ситуация более прозрачная. В конце января 2021-го Чернышенко представил рейтинг цифровой трансформации федеральных министерств, согласно которому 18 ведомств показали высокий результат эффективности, среди них — Роскомнадзор, Ростехнадзор, Минпромторг, Роспатент и МЧС. Средний результат показали Минздрав, Минстрой, Минфин, МВД. Низкие показатели — Росмолодежь, Росморречфлот, Росархив, Минприроды и др. В результате по результатам рейтинга будут заменены 10 из 62 руководителей цифровой трансформации, получивших низкие оценки работы.
«Большим плюсом в исполнении программы цифровизации государства под руководством господина Шадаева стало назначение CDTO в ФОИВы, таким образом появились люди, чей фокус направлен на решение задач цифровой трансформации, — говорит Сергей Сошников. — Впервые о необходимости кадровых пополнений заговорили еще 3 года назад, но сейчас это удалось решить во многом из-за исполнения нацпроекта “Цифровая экономика”». Эксперт добавил, что государство достаточно давно определилось со сквозными технологиями, делая на них ставку и расширяя бюджет финансирования программы, в том числе за счет внебюджетных средств. Но многие технологии, бывшие на вершине популярности в 2018 году, сейчас показали свою бесперспективность, при этом из программы исключены не были. Поэтому существенно повысился риск стать технологическими лидерами направлений, продуктовое предложение которых не будет иметь ни внутреннего, ни внешнего рынков, предупредил Сергей Сошников.