ИТ-система вычислит взяточника
Президент РФ подписал указ «О государственной информационной системе (ГИС) в области противодействия коррупции “Посейдон” и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации». Согласно документу, координатором ГИС определена Администрация Президента, а оператором — Федеральная служба охраны. В положении о ГИС прописано базирование системы на программном обеспечении (ПО) «Справка-БК».
По словам старшего юриста практики разрешения споров и юридического сопровождения «ССП-Консалт» Станислава Исакова, данная программа обеспечивает централизованный сбор информации о доходах, имуществе, родственных связях и иных данных чиновников, анализ которых позволит сделать вывод и дать основание для проверки того или иного служащего на предмет коррупции. «Данные будут собираться в автоматическом режиме, то есть “подгружаться” в систему в противовес привычному собиранию сведений — путем направления запросов, заказа выписок и прочих мероприятий, что кратно повысит эффективность работы органов», — пояснил юрист. Станислав Исаков подчеркнул, что на эффективность программы также повлияет и тот факт, что сведения будут собираться не только из официальных государственных реестров, но и со страниц в социальных сетях чиновников, что косвенно может дать понимание об имуществе и расходах служащих, их связях с другими людьми и другую информацию, которая может быть полезна для общего анализа.
Председатель Ассоциации участников рынка данных Иван Бегтин напомнил, что программное обеспечение «Справка-БК» используется не первый год для заполнения декларации госслужащими, но оно не освобождает от необходимости предоставления декларации в бумажном виде. Кроме того, процесс заполнения в системе был довольно непростым.
«Внедрение подобных систем не стоит воспринимать как панацею в борьбе с коррупцией, поскольку использование только их не сформирует список всех коррупционеров. Такие системы не заменят анализ и комплекс розыскных мероприятий, проводимых заинтересованными органами на основании полученной информации, но разумное использование позволит упростить, ускорить анализ получаемой информации о доходах, имуществе и родственных связях проверяемого лица, существенно оптимизирует работу госорганов», — убежден Станислав Исаков. В любом случае получаемая информация должна проходить высокий уровень фильтрации, поскольку не исключены проблемы полного совпадения фамилии, имени, отчества, поэтому максимальная эффективность данной системы может быть достигнута только посредством качественного анализа полученной информации, заключил юрист.
По мнению Ивана Бегтина, было бы логичнее реализовать данную систему через «Госуслуги» или систему Федеральной налоговой службы, что позволило бы чиновникам вводить только новую информацию о себе и экономить время на заполнение декларации.
Требования к разработчикам смягчат
В апреле Правительство РФ смягчило требования к российским ИТ-компаниям, которые получают государственные субсидии на создание цифровых платформ для производства высокотехнологичной промышленной продукции. Соответствующим постановлением оно на два года увеличило срок реализации комплексных проектов, на которые были предоставлены субсидии. Таким образом компании-разработчики могут избежать штрафных санкций за срыв поставок в необходимый срок.
«Послабление требований к разработчикам цифровых платформ является проявлением понимания всей адски сложной ситуации вокруг нас и наших клиентов, партнеров, поставщиков — всех, кто, невзирая на всю турбулентность ситуации, продолжают развивать страну посредством модернизации ИТ-систем», — признался генеральный директор iPavlov Лоран Акопян. Эксперт подчеркнул, что цепочка поставок по всем продуктам компании не подвержена срывам, поскольку в решениях используются только собственные разработки. «Однако, нашим клиентам требуется в полтора, а то и в два раза больше времени на закупку компонентов своих ИТ-ландшафтов, к которым мы должны интегрировать наши ИИ-решения (решения с использованием технологий искусственного интеллекта, — прим. авт.), — поясняет Лоран Акопян. — Более того, развертывание даже самых простых ИИ-продуктов, как правило, происходит с участием 3–4 поставщиков различных компетенций. Срыв у одного поставщика влечет за собой срыв всей цепочки, поскольку их отбирали в течение многолетних тендерных процедур и сами по себе они представляли огромную ценность для конечного клиента».
Генеральный директор DZ Systems Дмитрий Завалишин пояснил, что срыв поставки по государственному контракту может быть вызван не только нехваткой ресурсов у поставщика, но и срывом поставки оптового поставщика по причине проблем с международной логистикой и с оплатами зарубежному поставщику, согласованием документов с партнерами и т. п. «Если речь идет о поставке разработанного на заказ ПО, то причинами сдвига сроков могут быть затянувшиеся согласования интерфейсов взаимодействия с государственными информационными системами или другими поставщиками софта. Возможна еще одна причина — при заключении госконтракта планировалось использование зарубежного ПО, которое в настоящий момент недоступно. В этом случае замена ПО, например, операционной системы или СУБД (система управления базами данных, — прим. ред.) может привести к сдвигу сроков», — подытожил эксперт.
«Как правило, в масштабных проектах увеличение сроков происходит после завершения конкурсных процедур, когда разрабатывается общая архитектура решения и детальная карта интеграций с внешними системами и источниками данных. Зачастую заказчик не может заранее точно оценить трудоемкость задач, а часть функциональных ожиданий переводит в категорию по умолчанию, что не всегда корректно», — прокомментировал директор по продуктовой стратегии группы компаний Т1 Сергей Иванов. По его мнению, исполнителю сложно выделять отдельную команду разработки на каждый проект, поэтому архитекторы, тестировщики и прочие специалисты работают в нескольких проектах одновременно. Такую ситуацию можно отнести к издержкам производственного менеджмента каждого конкретного поставщика и особенностям его исполнительской дисциплины.
Среди основных причин срывов поставок Лоран Акопян назвал уменьшение оборотов ИТ-компаний, замораживание рынка или исчезновение платежеспособного спроса на ИТ-продукты новейшего поколения, а главной ценностью поправок в правилах предоставления субсидий для ИТ-компаний он видит в самой господдержке отрасли. «Я рассчитываю на то, что мы сможем, в том числе, благодаря такому понимающему отношению к нам, не только выжить, но и продолжить успешно развивать современные технологии искусственного интеллекта», — надеется эксперт.
Покупка без указания e-mail
Госдума приняла закон, который запрещает навязывать услуги и принудительно собирать персональные данные при покупке товаров и услуг.
Старший юрист практики административного и страхового права юридической компании «ССП-Консалт» Марат Хвастунов поясняет, что новая редакция статьи 16 Закона «О защите прав потребителей» устанавливает запрет для продавца (исполнителя, владельца, агрегатора) на отказ в заключении, изменении, расторжении или исполнении договора в связи с непредоставлением персональных данных потребителем, а также перечень недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителей. К таким условиям законодатель отнес, в частности, условия, ограничивающие форму и способ оплаты за товар, условия, исключающие или ограничивающие ответственность продавца, запрет на выполнение дополнительных работ (оказания услуг) без согласия покупателя.
«Прописанный перечень недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителя, распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Законодатель предусмотрел оговорку, что продавец вправе осуществлять сбор персональных данных, если такая необходимость установлена законодательством», — подчеркнул юрист. Марат Хвастунов также отметил, что запрос продавцом персональных данных, в том числе номера телефона, электронной почты, целесообразен у покупателя, например, при купле-продаже товара в кредит, при дистанционном способе продажи, осуществлении розничной купли-продажи с условием о доставке товара покупателю и, естественно, при приобретении недвижимого имущества или автомобиля. При совершении таких сделок сбор персональных данных правомерен и осуществляется с целью идентификации сторон сделки и обмена реквизитами для совершения юридически значимых действий, например, исполнения обязательств, идентификации получателя и адреса доставки, возможности внести изменения в условия и дату доставки, приобретения права собственности.
Как заметил Марат Хвастунов, процесс купли-продажи в связи с отказом покупателя предоставлять персональные данные может быть осложнен в том случае, когда одна из сторон будет злоупотреблять своим правом: если в нарушение закона продавец все-таки будет понуждать к предоставлению персональных данных умышленно или в силу незнания нововведений, либо если покупатель, вопреки законному запросу персональных данных со стороны продавца (когда это необходимо в силу действующего законодательства), будет отказываться от их предоставления.
«Во втором случае продавец вправе отказать от заключения договора купли-продажи, однако по запросу покупателя обязан объяснить причины отказа и обосновать необходимость сбора персональных данных в письменной форме (в том числе и в электронной виде) в течение 7 дней со дня подачи требований от покупателя или незамедлительно в устной форме (при устном запросе)», — пояснил Марат Хвастунов.
Как отметили в пресс-службе Wildberries, авторизация пользователей необходима для оказания покупателям полного объема сервисных услуг (например, чтобы воспользоваться сервисом постоплаты покупки, рассрочкой, продленным сроком возврата товара и т. д.), а также с целью предотвращения возможных мошеннических действий со стороны пользователей.