Криптовалюта в концепции
Правительство РФ утвердило Концепцию законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют (далее — Концепция, — прим. авт.). В ней указано, что в России отсутствует законодательное регулирование такого высокорискованного финансового инструмента, как цифровая валюта (криптовалюта). При этом за последние годы наблюдается существенный рост объемов денежных средств граждан РФ, вкладываемых в криптовалюты. Как следует из документа, россияне открыли более 12 млн криптовалютных кошельков, а объем средств на них составляет порядка 2 трлн рублей. Кроме того, Российская Федерация занимает третье место в мире по объему майнинговых мощностей. Установление правил оборота криптовалют и мер контроля позволит минимизировать угрозу стабильности финансовой системы и снизить использование криптовалют в противоправных целях, поскольку полный запрет сегмента операций, связанных с их оборотом, невозможен, говорится в документе.
«Несмотря на указанное третье место России в мире по объему майнинговых мощностей, в Концепции не затронут вопрос регулирования майнинга цифровых валют, что, на мой взгляд, является упущением».
Эксперт в сфере юридического сопровождения финтех-проектов «ССП-Консалт» Лейла Тагиева напомнила, что законодательное регулирование криптовалют началось еще в 2021 году, когда вступил в силу ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». «Однако правовому регулированию наиболее известных токенов была посвящена всего одна статья, которая с практической точки зрения не имела никакого функционального применения, — поясняет эксперт. — Концепция является большим шагом на пути к легализации цифровых валют в России, а предлагаемые меры мягкого регулирования позволят вывести из тени эту стремительно развивающуюся сферу». По словам Лейлы Тагиевой, Концепция закрывает некоторые вопросы организации оборота криптовалют. Документом установлены требования к лицам, осуществляющим организацию оборота криптовалют, что позволит совершать операции с криптовалютами на организованной бирже и расширить субъектный состав пользователей цифровой валюты. Установление порядка допуска иностранных бирж поможет усилить интеграцию российской финансовой системы в международный криптовалютный рынок. «Установлен порядок идентификации владельцев цифровых валют, так как предусмотрен механизм связанности электронного кошелька в рамках российской системы обмена цифровых валют с криптовалютным кошельком, — разъясняет Лейла Тагиева. — С одной стороны, это очень важное правило, которое превентивно направлено на избежание совершения мошеннических операций на биржах, с другой — теряется сама сущность криптовалюты, ее полная анонимность и независимость от банковской системы. Впрочем, в плане деанонимизации криптовалют для целей ее легальной интеграции в финансовую систему Россия последовала по пути большинства развитых стран мира».
Эксперт подчеркнула важность порядка допуска инвесторов путем разделения их на квалифицированных и неквалифицированных, однако заметила, что разделение должно было идти не по сумме вложений, а по типу приобретаемых цифровых активов, поскольку очевидно, что, например, биткойн более стабилен, чем только выпущенные токены, которые более волатильны.
«Несмотря на указанное третье место России в мире по объему майнинговых мощностей, в Концепции не затронут вопрос регулирования майнинга цифровых валют, что, на мой взгляд, является упущением», — заключила юрист.
Цифровые атташе идут на восток
В России будет создана служба цифровых атташе. Соответствующее соглашение в феврале подписали Минцифры, Министерство промышленности и торговли и Российский фонд развития информационных технологий в рамках реализации мероприятий второго пакета мер поддержки ИТ-отрасли.
Как отметили в пресс-службе Минцифры, утвержденный правительством второй пакет мер поддержки ИТ-отрасли направлен на развитие российского ИТ-сектора и ускорение цифровой трансформации экономики и социальной сферы. Он предполагает внедрение отечественных разработок в решения для бизнеса, образования и медицины, информационной безопасности и других областей, а также предусматривает подготовку необходимых для этой работы кадров.
«Все чаще существующие системы совмещают в себе целый ряд функций, например, камера может регистрировать одновременно проезд на красный сигнал светофора, выезд за стоп-линию, нарушение скоростного режима.»
«Основная цель формирования службы цифровых атташе — продвижение российских ИТ-продуктов за рубежом. Предполагается, что специалисты будут вести комплексную работу в этом направлении, оказывать консультационную, информационно-аналитическую, юридическую и организационную поддержку российским ИТ-компаниям в странах присутствия», — пояснили в Минцифры. В министерстве сообщили, что институт цифровых атташе выступает как инструмент для развития экспорта отечественных ИТ-решений, востребованных на рынках Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Южной Америки.
Президент РУССОФТ Валентин Макаров отметил, что служба цифровых атташе усилит маркетинг и поспособствует росту объема экспорта, однако предположил, что эта мера может увеличить объем продаж не более, чем на 1–2 % в год. «Чтобы повысить этот показатель, необходимо поддерживать не только маркетинг, но и продажи, — считает он. — Для этого функции цифровых атташе должны выполнять не сотрудники торгового представительства, а профессиональные продавцы, работающие по контрактам с ассоциациями и имеющие, помимо заработной платы, стимул в виде процента с продаж российских ИТ-продуктов за рубежом». Как уточнил эксперт, представители различных ассоциаций сейчас обсуждают с Минцифры подобный формат.
Транспортной системе добавят интеллекта
Правительство РФ утвердило «изменения, которые вносятся в распределение иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ в целях внедрения интеллектуальных транспортных систем (ИТС), предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек».
Заместитель директора по инновационным рынкам компании «Рексофт» Игорь Кравченко отмечает, что ИТС содержит очень широкий пул систем: фото-видеофиксации, автоматизированного управления дорожным движением (АСУДД), доступности парковок, весогабаритного контроля, а также пункты оплаты проезда по платным дорогам. Отдельный подкласс ИТС — мониторинг пассажирского транспорта для повышения качества перевозок. Еще один важный подкласс — это инфраструктурные системы, например, интеллектуальное освещение дорог, которое позволяет не только повышать безопасность движения на трассах, но и существенно экономить ресурсы.
Директор центра разработки Artezio Дмитрий Паршин напомнил, что в России реализуется множество проектов в этой сфере, начиная от простых систем оценки и управления трафиком и заканчивая сложными системами управления беспилотным транспортом и подключения автомобилей к интернету или единой системе управления.
«Разработка беспилотных транспортных средств считается наиболее приоритетным направлением развития интеллектуальных транспортных систем, — говорит Дмитрий Паршин. — ИТС подразумевают эффективное управление транспортными потоками. Эффективность повышается за счет применения различных разработок в ИТС, начиная от управления светофорами и заканчивая сложными системами прогнозирования и управления на основе ИИ (искусственный интеллект, — прим. ред.). Но на сам транспорт такие системы не влияют, можно управлять потоками, останавливая или перенаправляя их». Эксперт отметил, что беспилотный транспорт позволит повысить эффективность таких внедрений, так как интеллектуальные решения смогут взаимодействовать на другом уровне, непосредственно управляя транспортом.
«Беспилотный транспорт еще только развивается и проходит тестирование. Но это не значит, что ИТС не должны учитывать возможность его появления и широкого применения. Это касается и проектов в регионах, где в будущем фокус будет на интеграцию в действующих проектах систем, позволяющих взаимодействовать с беспилотным транспортом», — подчеркнул Дмитрий Паршин. Он добавил, что одна из проблем развития ИТС заключается в отсутствии серьезной синхронизации разработки и внедрения на региональном уровне.
«Разумеется, сложно представить себе какое-то универсальное решение в области ИТС, которое идеально подошло бы всем регионам, — рассуждает Дмитрий Паршин. — Но нужно понимать, что разрабатываемые системы и решения потребуют обслуживания и доработки в будущем. Было бы хорошо определить стандарты по функциональности и подходам к разработке, которые применялись бы на постоянной основе. Это позволит в будущем сэкономить деньги и оптимизировать процесс разработки».
Игорь Кравченко пояснил, что в России развитие ИТС определено в рамках дорожной карты национального проекта «Безопасные качественные дороги». В ней подробно расписаны мероприятия по каждому из классов систем, по регионам, сроки реализации, определены зоны ответственности по каждому из блоков. Много внимания уделено вопросу создания национальных стандартов.
«Наиболее развиты из всех ИТС системы фото-видеофиксации различных классов правонарушений, — прокомментировал Игорь Кравченко. — Все чаще существующие системы совмещают в себе целый ряд функций, например, камера может регистрировать одновременно проезд на красный сигнал светофора, выезд за стоп-линию, нарушение скоростного режима. Лидерство именно этого класса систем понятно — их внедрение окупается штрафами, приносит постоянный доход в местный бюджет и выравнивает ситуацию с безопасностью движения на сложных отрезках дороги».
Как пояснил Игорь Кравченко, сегодня актуальны безостановочные системы весогабаритного контроля — они помогают собирать налоги и параллельно вести мониторинг движения грузового транспорта. В крупных городах хорошо развиты системы мониторинга общественного транспорта. «Во-первых, они выполняют функцию информирования граждан с помощью приложений о ситуации на нужном маршруте, а во-вторых, транспортные компании и департамент транспорта могут мониторить дорожную ситуацию, соблюдение дисциплины и бизнес-процессов», — пояснил Игорь Кравченко.
По его словам, становятся все более интеллектуальными городские АСУДД. Они ориентируются на интенсивность транспортного потока и пытаются решить задачи оптимизации работы светофоров. Магистральные АССУД делают акцент на информировании водителей с помощью табло, они показывают информацию о разрешенной скорости движения, дорожных работах, пробках. Часто такие АСУДД сопряжены с метеостанциями и дают динамическую информацию о состоянии дорожного покрытия, содержат функцию отслеживания трафика, распознавания типов транспортных средств в потоке и пр.
«Также существенное внедрение получили системы парковок, но к ИСТ правильнее относить не системы оплаты парковок, а проекты, где присутствуют функции информирования о наличии свободных мест. Они позволяют водителям быстрее ориентироваться, не делать бесполезные круги в поисках парковки, что разгружает локальный трафик. Эти решения достаточно просты, но пока доступны только на крытых парковках», — пояснил Игорь Кравченко.
Дмитрий Паршин добавил, что при внедрении ИТС часто встает проблема финансирования и инвестиций. Сегодня ИТС — зона государственных инвестиций и бюджетирования, так как сложно привлекать частных инвесторов к подобным проектам. «Но государственное финансирование не всегда отражает реальные потребности регионов в функционале ИТС. Возможно, поэтому внедрение ИТС-решений в России идет не равномерно», — предположил он.
Кибергигиена против мошенников
Правительство утвердило Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским юридическим лицам на разработку и реализацию на регулярной основе программы кибергигиены и повышения грамотности широких слоев населения по вопросам информационной безопасности. Его актуальность подчеркнула юрист Санкт-Петербургского офиса Semenov&Pevzner Виктория Матвеева. По ее словам, на фоне информации об отключении части российской банков от системы SWIFT, а также ввиду ухода платежных систем Visa и Mastercard из РФ участились телефонные звонки и e-mail-рассылки с требованием срочно снять все деньги со счетов в банках, потому что они станут недоступны после отключения SWIFT. По данным Генпрокуратуры РФ, в 2020 году наиболее распространенными стали мошенничества с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, на них приходится около 25 % всех зарегистрированных преступлений. Согласно статистике Банка России, количество банковских операций по переводу средств без согласия клиентов банка растет ежеквартально. В соответствии с информацией, размещенной в разделе «Правовое просвещение» на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в России, в большинстве случаев фиксируется мошенничество с использованием средств мобильной связи. В интернете мошенники все чаще осуществляют несанкционированный доступ к аккаунтам в социальных сетях или мессенджерах (взлом) с дальнейшей целью вымогания денег.
«Наиболее эффективным способом повышения грамотности населения по вопросам информационной безопасности остается широкая сеть информационных каналов, в которых будут описывать выявляемые способы мошенничества, чтобы как можно больше людей уведомить о ловушках, например, о том, что злоумышленники научились подменять телефонные номера, с которых осуществляется вызов», — считает Виктория Матвеева. Дополнительным эффективным методом информирования граждан она назвала коммуникацию банков со своими клиентами по СМС, уведомления в мобильных приложениях, через которые банки могут извещать своих клиентов о всех подозрительных операциях по их счету и о примерах наиболее частых способов мошенничества с банковскими счетами.
«Также представляется интересной возможность рассмотрения государственного финансирования создания проектов на базе CRM-платформ и баз операторов телефонной связи, которые будут автоматически выявлять номера, с которых звонят мошенники и не пропускать звонки с этих номеров на номера других абонентов», — подчеркнула эксперт.