Кто в реестре, тот и работает
С 1 февраля хостинг-провайдерам, не включенным в реестр Роскомнадзора, запрещено оказывать услуги хостинга. Это норма вступившего ранее в силу закона, согласно которому провайдерами хостинга могут быть российские юрлица, чьи вычислительные мощности находятся на территории страны. Изменения повышают требования к защите информации и позволяют отсеять хостинг-компании, размещающие противоправный контент.
Данный реестр Роскомнадзора работает по заявительной модели, но в него не включат тех, кто подал неполную или ложную информацию о своей деятельности, уточнил генеральный директор группы компаний Rusonyx Константин Анисимов.
«Роскомнадзор дает каждому провайдеру возможность исправить неточности и ошибки в течение 14 дней с момента получения соответствующего уведомления», —добавил он.
Условия включения в реестр могут оказаться достаточно трудоемкими и затратными для небольших компаний: стоимость выполнения требований исчисляется от 1–2 млн рублей, поскольку нужно как минимум устанавливать СОРМ (система технических средств для обеспечения функций оперативно-разыскных мероприятий, — прим. ред.), отметил генеральный директор компании «АдминВПС» Олег Свирчев.
Риск не войти в реестр остается у небольших хостеров и компаний, для которых хостинговые услуги являются неосновными, считает генеральный директор «Рунити» (компания объединяет RU-CENTER, Рег.ру, SpaceWeb) Андрей Кузьмичев. По его словам, у таких компаний, как правило, нет ресурсов, чтобы выстроить инфраструктуру по требованиям Роскомнадзора. А это пакет технических мер: от системы идентификации пользователей до использования национальной системы доменных имен и выстраивания системы противодействия угрозам.
«Малые, нишевые компании и те, для которых хостинг является непрофильным или дополнительным направлением бизнеса, предпочитают избавиться от активов, продавая бизнес или выбирая более простую форму передачи клиентской базы, что недавно мы применили в сделке с Reddock. Мы считаем, что эта тенденция будет заметна в течение всего 2024 года. Уход крупных иностранных игроков уже чувствуется. Некоторые провайдеры, например Hetzner, дали российским клиентам три месяца, чтобы перенести данные на другие площадки. Этот срок истекает, так что в марте–апреле вероятна новая волна миграции с заграничных сервисов. Точный объем предсказать сложно. Предполагаю, что он может исчисляться десятками и тысячами пользователей, особенно если считать с дат объявления крупных иностранных компаний об уходе», — рассказал Андрей Кузьмичев.
Ни один хостинг-провайдер не откажется от новых клиентов, даже если для кого-то они только что были действующими — таков закон бизнеса, отметил Константин Анисимов. Он добавил, что отечественные хостеры активно переманивают и принимают клиентов зарубежных провайдеров, не пожелавших перевести свою деятельность на территории нашей страны в статус легитимной. В ход идут скидки, бонусы, бесплатный перенос сайтов, гарантии надежности и другие маркетинговые приемы.
«Более того, некоторые зарубежные хостеры сами избавляются от российских клиентов, так как отказываются принимать платежи из России или как, например, немецкий Hetzner, отказывают в услугах компаниям, зарегистрированным в РФ. По моим оценкам, хостятся за рубежом буквально единицы процентов, хотя еще пять лет назад этот показатель составлял не менее 20 %. Вхождение в реестр хостинговых компаний налагает на провайдеров определенные обязательства по выполнению требований российского законодательства, это приводит к довольно значимым затратам на обеспечивающие системы. В частности, затраты на СОРМ могут составлять десятки миллионов рублей. Поэтому я считаю, что это приведет к вымыванию небольших компаний-провайдеров с рынка хостинга. Несколько таких сделок сейчас уже идет», — рассказал Константин Анисимов.
Достаточно много зарубежных провайдеров ушло с рынка за последние два года из-за требований Роскомнадзора, подтвердил Олег Свирчев.
«Уход также связан с тем, что оплата картами Visa больше не работает за рубежом. Это привело к тому, что некоторый процент рынка перешел в руки отечественных провайдеров. Конкуренция как была высокой, так и осталась. Рынок хостинга напоминает банковский сектор, где в связи с высокой конкуренцией растет качество продукта. В конечном счете это приведет к консолидации, будут работать пять–десять компаний, в руках которых окажется 90 % рынка», — предположил Олег Свирчев.
Эксперт добавил, что нововведение не повлияет на рынок противоправного контента: мошенники по-прежнему могут размещать сайты на зеркалах по всему миру. Но новые меры Роскомнадзора по противодействию такому контенту в России стали намного эффективнее, так как срабатывают достаточно быстро.
Только создание реестра не решит проблему наличия противоправного контента, поскольку такой контент обычно размещается за рубежом, считает Константин Анисимов. Но вкупе с контролем трафика и возможностью блокировки доступа к такому контенту со стороны Роскомнадзора в российских сетях можно полагать, что задача будет решена, убежден эксперт.
«Российские хостинг-провайдеры и раньше предоставляли правоохранительным органам сведения о владельцах подозрительных сайтов и удаляли противоправный контент по решению суда. Реестр в этом плане мало повлияет на саму процедуру. Он является в первую очередь ответом на возрастающие риски применения ресурсов с неавторизованными владельцами для DDoS-атак. Провайдеры в реестре подтверждают, что все их клиенты идентифицированы и прозрачны», — подытожил Андрей Кузьмичев.
Реклама у иноагентов попала под запрет
В феврале Госдума в окончательном чтении приняла законопроект о запрете рекламы у иноагентов. Кроме размещения рекламных материалов в любой форме на любых ресурсах лиц, находящихся под иностранным влиянием, предусматривается запрет на рекламу самих этих ресурсов. Нарушителям грозят штрафы: до 50 тысяч для физических и до 500 тысяч рублей для юридических лиц.
Замглавы комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин сообщил в своем телеграм-канале, что отрасль начала готовиться к принятию законопроекта уже после первого чтения, и многие рекламные агентства прорабатывают новые формулировки договоров, предусматривающие прекращение отношений в одностороннем порядке в случае признания рекламораспространителя иноагентом.
Отрасль оказалась дальновидной: закон был принят в марте. Рекламные агентства, к которым обращался «Телеспутник», от комментариев отказались.
Юрист практики разрешения споров юридической компании «ССП-Консалт» Григорий Минасян полагает, что нововведение может создать риск злоупотреблений в процессе правоприменения, в том числе использовании таких мер в целях недобросовестной конкуренции.
«Данные поправки, которые будут внесены в ряд законов, дают возможность широкого толкования нормы права, и из-за этого рекламодатели и рекламные распространители будут подходить более ответственно к поиску исполнителя заказа по рекламе своего продукта или услуг. Также существует риск правовой неопределенности: какой именно статьей КоАП РФ будет регулироваться ответственность за нарушения положений закона “О рекламе”?», — рассуждает юрист.
По его мнению, закон нуждается в поправках, поскольку в нем не раскрыто понятие «информационный ресурс иностранного агента». Также он не вносит ясности относительно субъекта правонарушения. «Является ли иностранный рекламодатель нарушителем закона? Это большой вопрос, который необходимо доработать законодателю и сформировать подход к правоприменителям», — убежден Григорий Минасян.
Отечественным базовым станциям дали старт
С 2025 года российские операторы связи получат доступ к отечественным базовым станциям 5G. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко сообщил, что в следующем году планируется произвести тысячу базовых станций (БС), что позволит начать внедрение сетей 5G в городах-миллионниках. Он отметил, что разработка идет в рамках дорожной карты направления «Современные и перспективные сети мобильной связи» на период до 2030 года. Планируется, что все больше импортных компонентов БС заменят отечественными.
Будут ли соблюдены указанные сроки предоставления доступа к отечественным базовым станциям 5G — большой вопрос, потому что тестирование сетей на основе этих БС займет как минимум год, так что реальнее говорить о 2026–2027 годах, считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
«Тысяча базовых станций — это ничтожная цифра, в том числе с учетом того, что в России четыре основных оператора связи. Производить базовые станции полностью из российских составляющих пока невозможно, потому что процессоры и ряд других компонентов в стране не производят. Но в этом нет ничего плохого, так как во всем мире производство микроэлектроники — это результат международной кооперации. Но софт и оборудование станций будут отечественного производства высокого уровня. Станции станут появляться в нашей стране постепенно и точечно, в больших городах, где высокая загруженность сетей, где требуется высокая скорость передачи данных. По этой причине будут развиваться и частные мобильные сети», — полагает Эльдар Муртазин.
«Точные прогнозы темпов покрытия России сетями 5G можно будет давать только после принятия конкретного плана высвобождения достаточного для рынка частотного ресурса», —прокомментировали в пресс-службе «МегаФона».