img22 июля 2024 в 12:22

Законодательные нововведения июня: запрет сервисов из недружественных стран, устройства с RuStore и технологический суверенитет

Со следующего года организациям запретят пользоваться сервисами по обеспечению информационной безопасности недружественных стран. Для достижения технологического суверенитета ускорят внедрение инноваций. Возможно, на всех устройствах, имеющихся на отечественном рынке, появится возможность установить российский магазин приложений RuStore. Эксперты поделились мнениями о принятых или рассматриваемых в июне законодательных инициативах.

Со следующего года организациям запретят пользоваться сервисами по обеспечению информационной безопасности недружественных стран. Для достижения технологического суверенитета ускорят внедрение инноваций. Возможно, на всех устройствах, имеющихся на отечественном рынке, появится возможность установить российский магазин приложений RuStore. Эксперты поделились мнениями о принятых или рассматриваемых в июне законодательных инициативах.

Устройств без RuStore в России не будет?

В Госдуму внесен законопроект о запрете дискриминации приложений российских разработчиков в иностранных магазинах приложений. Речь идет о том, чтобы на всех устройствах, которые продаются в нашей стране, была возможность установить российский магазин приложений RuStore.

Законопроект в основном направлен на устройства Apple, поскольку на российском рынке компания не предоставляет возможности установки приложений в обход AppStore на iOS и iPadOS, в то время как на Android проблем с установкой магазинов приложений нет, отметил руководитель отдела разработки мобильных приложений RNT Group (входит в группу «Рексофт») Алексей Артамонов.

Для iOS такая техническая возможность появилась недавно вследствие решения судов Евросоюза, уточнил генеральный директор «White Tiger Soft» Антон Картунов.

«Apple принудили открыть доступ для создания сторонних сторов. Недавно, вроде бы, одобрили Epic Games Store для iOS. Apple ранее уже выполняла требования российского законодательства и решения судов, например, выплатила миллиардный штраф за принуждение разработчиков к использованию встроенных покупок (in app purchase). Отсюда можно предположить, что Apple решительно настроена остаться на российском рынке. Поэтому данный закон будет лишь формальностью, чтобы разблокировать существующие технические возможности iOS для работы сторонних магазинов приложений», считает Антон Картунов.

Последствия инициативы пока предугадать сложно, рассуждает Алексей Артамонов. По его словам, они зависят от дальнейших шагов Apple и продавцов на рынке мобильных устройств.

«Если Apple посчитает нужным соблюдать закон, это однозначно положительно скажется на российском рынке устройств, приложений, а также на разработчиках. Несмотря на прекращение Apple официальных поставок в Россию, iPhone остается лидером продаж среди смартфонов. На него приходится около трети выручки на рынке смартфонов, а в онлайн-сегменте — почти 40 %. При этом компания Apple продолжает зарабатывать на сервисах. В случае ее отказа от соблюдения закона о запрете дискриминации приложений возможны варианты. Рынок устройств Apple в России может уйти в зону нелегальных или полулегальных продаж, а разработчики продолжат искать пути решения проблем с публикацией приложений», предположил Алексей Артамонов.

Он добавил, что полный уход Apple из России болезненно скажется и на разработчиках iOS-приложений. Если говорить о технических вопросах, то, возможно, потребуется сделать некоторые доработки приложений Apple для публикации в RuStore или альтернативных магазинах, например, с точки зрения оплаты подписок. «Но я бы не назвал это проблемой — в современном мире приложения развиваются на постоянной основе», — подчеркнул Алексей Артамонов.

Если Apple уйдет с российского рынка, то возможны проблемы даже после решения судов, отметил Антон Картунов. «Например, у Apple есть правила для подобных магазинов и по аналогии с тем, как Apple модерирует обычные приложения, можно столкнуться с жесткой модерацией сторонних магазинов приложений», — предположил эксперт.

Существование монополии на рынке магазинов приложений всегда негативно сказывается на разработчиках и на пользователях — если условия скачивания или сервисные комиссии за публикацию приложений не подходят, альтернативных вариантов нет, добавил Алексей Артамонов.

«Поэтому с точки зрения государственного регулирования важно ограничивать создание таких монопольных структур. Необходимо сохранять конкуренцию на рынке магазинов приложений, чтобы поддерживать высокий уровень качества. Сейчас магазины самостоятельно проводят оценку качества и безопасности публикуемых приложений, что напрямую влияет на их репутацию. В случае установления монополии, например, RuStore в России, потребуется законодательное регулирование в этой области. Стимул обеспечения качества публикуемых приложений может снизиться как у единственного доступного магазина на рынке», — резюмировал Алексей Артамонов.

Запуск RuStore на iOS позволит решать многие бизнес-задачи гораздо проще, считает Антон Картунов.

Переход на отечественные решения в сфере безопасности

Президент подписал приказ, согласно которому с 1 января 2025 г. органам (организациям) запрещается пользоваться сервисами (работами, услугами) по обеспечению информационной безопасности (ИБ), предоставляемыми организациями из недружественных стран.

В последние несколько лет российские пользователи и бизнес сталкиваются с беспрецедентным количеством атак, растут угрозы в сфере кибербезопасности, при этом подавляющее большинство атак уже отражается за счет использования российских средств защиты, которые постоянно совершенствуются, на рынок выходят новые игроки, появляются новые отечественные продукты и сервисы, напомнил исполнительный директор ITGLOBAL.COM Василий Белов. По его словам, уход зарубежных вендоров во многом подорвал к ним доверие и освободил новые ниши на отечественном рынке, которые активно заполняют российские разработчики.

«Нельзя исключать возможности использования зарубежных средств обеспечения безопасности для получения несанкционированного доступа к информации или других рисков ИБ, особенно, если мы говорим о производителях из недружественных стран. Эти риски находятся на поверхности, и они имеют не последнее значение при выборе соответствующих сервисов и продуктов защиты. Планомерный переход на отечественные решения это понятный и важный процесс, который способствует обеспечению устойчивости цифрового суверенитета. Рост затрат на обеспечение информационной безопасности в первую очередь вызван ростом угроз, поэтому достаточно оправдан с экономической точки зрения, ведь зачастую серьезный ИБ-инцидент может привести не только к краже информации, но и к остановке бизнеса в целом», пояснил Василий Белов.

Отечественный рынок услуг по информационной безопасности уже достаточно зрелый, в нем десятки сильных участников, многие из которых соответствуют международному уровню, а события последних лет его простимулировали, укрепили и обеспечили высоким спросом и рядом результативных преференций со стороны государства, подчеркнул директор по информационной безопасности «Т1 Облако» Алексей Кубарев.

«Подавляющее число отечественных организаций уже более двух лет получают сервисы информационной безопасности исключительно от российских провайдеров. С введением технологических ограничений зарубежные компании информационных технологий (ИТ) практически полностью отказали российскому бизнесу в предоставлении ИБ-сервисов. Наши организации, в свою очередь, стали относиться к продуктам иностранной разработки с большой осторожностью. Изменение сервис-провайдера не настолько сложный, долгий и дорогой процесс, как изменение, в том числе импортозамещение, стека применяемых технологий в области ИБ», заключил Алексей Кубарев.

Отечественный рынок и рынки дружественных стран готовы обеспечить запросы на сервисы по обеспечению информационной безопасности, согласился директор Центра компетенций по информационной безопасности «Т1 Интеграция» Виктор Гулевич.

«Уровень компетенций экспертных команд и количество зрелых решений от отечественных вендоров заметно выросли. Большинство организаций уже переориентировались на разрешенные сервисы. Однако переход был не самым простым: потребовалось много ресурсов для модернизации инфраструктуры, ее адаптации под новые решения, изменения процессов и обучения сотрудников», заключил Виктор Гулевич.

Процесс перехода на отечественные ИТ-продукты начался задолго до ухода с рынка зарубежных вендоров, напомнил генеральный директор Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ) Александр Павлов. По его словам, одна из ключевых задач РФРИТ удовлетворить потребности в российских цифровых решениях предприятий, в том числе относящихся к объектам критической информационной инфраструктуры. Фонд поддержал 12 ИТ-проектов, направленных на обеспечение информационной безопасности. Это востребованные во всех отраслях экономики конкурентоспособные решения российских разработчиков, замещающие продукты зарубежных вендоров.

«В настоящее время на всех предприятиях ключевых отраслей экономики реализуются проекты, направленные на импортозамещение зарубежного программного обеспечения, которое напрямую влияет на стабильность производственных процессов. В результате работы по импортозамещению РФРИТ поддержал 22 особо значимых проекта на общую сумму более 17 млрд рублей. Вопросы скорости и эффективности перехода на конкурентное российское программное обеспечение (ПО) относятся к компетенции предприятий», подчеркнул Александр Павлов.

В области информационной безопасности зависимость России от импортного ПО стала наименьшей для всех сегментов ПО и не является критической, отметил президент НП «РУССОФТ» Валентин Макаров.

«Более того, отечественные решения в области ПО (ПО и ПАКи) доказали свою независимость от санкций и кибератак, а потому сейчас имеют сильное конкурентное преимущество на дружественных рынках перед всеми мировыми конкурентами», резюмировал Валентин Макаров.

Важный шаг к технологическому суверенитету

Госдума приняла в первом чтении инициированный правительством законопроект о технологической политике в России. Проект документа предполагает обеспечение технологического суверенитета, конкурентоспособности отечественной высокотехнологичной продукции и эффективности ее создания за счет внедрения технологических инноваций.

«Инициатива правительства является важным шагом на пути к технологическому суверенитету страны, однако на этом пути существует ряд барьеров, которые необходимо преодолеть. Это нехватка квалифицированных кадров, недостаточное финансирование исследований и разработок, а также зависимость от иностранных технологий. Но законопроект включает и меры, направленные на решение этих проблем. В частности, он предусматривает создание системы поддержки отечественных разработчиков, увеличение финансирования научных исследований, а также меры по защите интеллектуальной собственности российских компаний. Мы надеемся, что эти меры помогут ускорить процесс достижения технологического суверенитета России», — считает заместитель генерального директора по науке АО «СиСофт Девелопмент» Михаил Бочаров.

Основной барьер в достижении технологического суверенитета — нехватка специалистов для разработки и внедрения ПО, подчеркнул генеральный директор компании «Базис» Давид Мартиросов.

«Рынок развивается интенсивно, поэтому спрос все сильнее опережает предложение. Мы решаем эту проблему с помощью запуска образовательной программы для российских учебных заведений, в которую уже входит 21 российский вуз, в которых обучается восемь тысяч студентов-участников. Еще один негативный фактор — инертность рынка. Несмотря на сложности с лицензиями и поддержкой, многие компании продолжают пользоваться иностранными решениями. Однако благодаря процессам импортозамещения этот фактор постепенно сходит на нет. Стоит отметить, что на рынке большое количество мелких игроков. Например, только в области виртуализации в реестре отечественного ПО порядка 50 таких компаний. С одной стороны, это тоже конкуренция, с другой — соперничающие решения идут примерно в одном направлении, разрабатывается одна и та же функциональность, то сеть, время и ресурсы рынка в целом тратятся неэффективно, что замедляет достижение технологического суверенитета», — подытожил Давид Мартиросов.

Михаил Бочаров добавил, что для ускорения развития и увеличения производственных мощностей технологическим компаниям необходимо создать ряд условий. Так, необходимо обеспечить доступ к инвестициям, в том числе государственным, предоставить налоговые льготы и преференции, упростить бюрократические процедуры и сократить сроки согласования проектов, стимулировать сотрудничество между научными организациями, бизнесом и государством, развивать инфраструктуру, включая создание технопарков и инновационных кластеров, поддерживать развитие человеческого капитала через образование и повышение квалификации специалистов.

«Национальные проекты и иная государственная поддержка могут стать мощным инструментом для стимулирования технологического развития. Они помогут снизить риски и повысить привлекательность инвестиций в технологические компании. Однако важно, чтобы поддержка была адресной и эффективной, а ее механизмы — прозрачными и понятными для бизнеса. Необходимо дождаться финальной версии законопроекта и проанализировать его содержание. Мы готовы участвовать в обсуждении законопроекта и при необходимости вносить предложения по его доработке, поскольку заинтересованы в том, чтобы законодательство способствовало развитию информационных технологий и их внедрению в различные отрасли экономики», — отметил Михаил Бочаров.

Если рассматривать технологический суверенитет как развитие собственных компетенций, решений и продуктов, которые смогут поддерживать высокий уровень технологического развития внутри России и опираться в большей степени на родные разработки, то законодательная инициатива — еще один маленький, но нужный шаг на пути к цели, считает ресурсный директор «Девелоники» (ГК Softline) Олег Вылегжанин.

«Принятая Госдумой инициатива обеспечивает всем участникам процесса — рынку, разработчикам, регуляторам — единые системы понятий. То есть, закон призван не решить проблему, а создать условия для ее решения и реализации технологической политики, развития инфраструктуры, роста разработки ПО и оборудования. Однако многим придется пересмотреть свои доктрины таким образом, чтобы те целиком и полностью соответствовали и не противоречили заложенным законом формулировкам. Также остается вопрос кадрового обеспечения — ИТ-компаниям требуются люди с компетенциями, которые способны понимать, интерпретировать, декомпозировать и в целом работать с задачами по достижению технологического суверенитета. А бизнесу необходимо обучать, сохранять и удерживать особый пласт менеджмента, который формируется последние годы и понимает, как работать в текущей обстановке с различными рисками», — убежден Олег Вылегжанин.

Еще одной стороной кадровой проблемы он назвал науку. При укреплении и развитие отраслей требуется большой объем исследовательских данных. Сейчас, на его взгляд, современный российский бизнес не в состоянии полноценно финансировать и управлять научно-исследовательской работой в нашем направлении.

«Появляется запрос на дополнительный класс структур — технологические компании с одной стороны и научные центры с другой. Так бизнес может использовать результаты исследовательской работы, а лаборатории и центры — проецировать реальные ситуации и гипотезы, основываясь на потребностях бизнеса. Появление инфраструктурных, совершенно новых для России элементов, позволят делать это максимально эффективно», — считает Олег Вылегжанин. 

Единая программа для искусственного интеллекта

До конца года правительство при участии представителей органов власти, бизнеса, научного и экспертного сообщества планирует утвердить единую программу исследований и разработок в сфере искусственного интеллекта (ИИ). Об этом сообщил заместитель председателя правительства Дмитрий Чернышенко.

В целом существующие технологии ИИ должны со временем усложняться и трансформироваться от одной—двух функциональных систем к сложнейшим многофункциональным средам, построенным на суперплатформенном принципе, предположила управляющий партнер «O2Consulting» Анна Никитченко. Она считает, что важнейшим тезисом программы должно стать достижение мирового лидерства в сфере генеративного интеллекта, отдельным аспектом развития ИИ — технологии его взаимодействия с человеком и иным ИИ.

«В настоящее время в мире уже начались разработки цифровой телепатии, цифрового телекинеза, о чем в нашей стране пока не слышно.  Важнейшим элементом программы необходимо сделать блок данных, в котором будут описаны инициативы по формированию инфраструктуры мегаданных для создания с помощью ИИ точнейших аналитики и прогнозов, формирования рекомендаций и решений. Результатом развития технологий ИИ должно стать не создание конкурента человеку, а советника и помощника, который бы в разы увеличивал возможности человека, в первую очередь, аналитические и интеллектуальные», — убеждена Анна Никитченко.

По ее словам, единая программа критически необходима с учетом того, что против России в настоящее время ведется экономическая и технологическая война со стороны наиболее технологически развитых государств. Россия планирует стать одним из технологических и экономических центров в новом многополярном мире, а это невозможно без конкурентоспособности в сфере цифровых технологий и, в первую очередь, в области искусственного интеллекта.

«Российские разработки в сфере ИИ в целом отстают от разработок недружественных стран максимум на один—два года. Например, в части наиболее сложных на данный момент технологий генеративного интеллекта, отечественные технологии находятся на уровне ChatGPT3, вышедшей в 2020 году, но, например, Сбер в том же году представил аналог. При этом, отечественные аналоги ChatGPT4, вышедшего в 2023 году, пока отсутствуют. Поэтому основным барьером развития ИИ является отсутствие современного отечественного оборудования, отставание по которому составляет более 20 лет. И здесь как раз и нужны максимальные усилия для преодоления отставания», — подчеркнула Анна Никитченко.

Среди барьеров в развитии ИИ эксперт назвала недостаток данных, нужной аналитики, прогнозов, рекомендаций и решений, а также предположила, что этот перечень могут пополнить и этические аспекты. Однако в этом случае не ИИ будет перестраиваться или ограничиваться, а трансформироваться социальное поведение человека, резюмировала Анна Никитченко.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий