img07 июня 2021 в 09:26

Законодательные нововведения мая: закрепление верхних частот за 5G и новые возможности госуслуг

В последний месяц весны Правительство РФ обратило внимание на распределение частот для сетей пятого поколения и избыточный сбор персональных данных при покупке товаров и услуг, Минцифры предложило осуществлять ряд юридических действий через портал «Госуслуги», а мессенджер WhatsApp пообещал с середины месяца блокировать звонки и сообщения владельцев аккаунтов, не принявших новое пользовательское соглашение. Об этих законодательных новшествах читайте в нашем традиционном обзоре.

В последний месяц весны Правительство РФ обратило внимание на распределение частот для сетей пятого поколения и избыточный сбор персональных данных при покупке товаров и услуг, Минцифры предложило осуществлять ряд юридических действий через портал «Госуслуги», а мессенджер WhatsApp пообещал с середины месяца блокировать звонки и сообщения владельцев аккаунтов, не принявших новое пользовательское соглашение. Об этих законодательных новшествах читайте в нашем традиционном обзоре.

Не взлетная полоса для 5G

В начале месяца Правительство РФ своим постановлением «О внесении изменений в раздел II Таблицы распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации» закрепило использование полосы радиочастот 24,25–25,25 ГГц сетями связи стандарта 5G. Послужит ли это взлетной полосой для сетей нового поколения в России? Руководитель проектов ООО «Спектрум Менеджмент» Вадим Поскакухин уточнил, что данное постановление лишь приводит в соответствие таблицу распределения полос радиочастот между радиослужбами РФ с решением ГКРЧ от 17 марта 2020 года №20-54-02, которым полоса 24,25–24,65 ГГц выделялась неопределенному кругу лиц для создания локальных сетей 5G/IMT-2020. «В этом же решении и прописана необходимость внесения изменений в таблицу распределения полос радиочастот между радиослужбами РФ. Таким образом, само постановление Правительства РФ не вносит ничего нового в уже установленное использование полосы радиочастот 24,25–24,65 ГГц для сетей 5G/IMT-2020», — пояснил он.

В пресс-службе «Ростелекома» отметили, что частоты — только один из вопросов, которые необходимо решить для появления в России сетей пятого поколения. В частности, есть решение государства, что коммерческие сети можно будет строить только на российском оборудовании, а оно появится на рынке к 2024 году. «Кроме того, эти частоты высокого, миллиметрового, диапазона можно использовать только для локального покрытия высоконагруженных точек, промышленных объектов. Массовое покрытие невозможно, так как любое физическое препятствие — стены, стекло — приводит к существенному ухудшению сигнала в этом диапазоне», — прокомментировали в пресс-службе оператора.

В пресс-службе «Ростелекома» добавили, что необходимо изыскивать частоты в среднем (до 4 ГГц) и низком диапазонах (до 1 ГГц) — только они в полной мере смогут раскрыть возможности 5G и необходимы для обеспечения общефедерального покрытия. Кроме того, требует решения вопрос запуска производства необходимого оборудования и разработки программного обеспечения для него.

«В обновленной в конце 2020 года редакции решения ГКРЧ от 17 марта 2020 года №20-54-02 прописано использование только оборудования российского происхождения, включенного в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции, которое отсутствует на настоящий момент», — согласился Вадим Поскакухин. Он считает, что для столь высокого диапазона радиочастот не ожидается появление отечественного оборудования в ближайшие годы. То есть фактически полоса радиочастот 24,25–24,65 ГГц остается недоступной для сетей 5G/IMT-2020, несмотря на принятое решение ГКРЧ и Постановление Правительства РФ. «Более того, в России остается закрытой гораздо более востребованная для сетей 5G/IMT-2020 полоса радиочастот 3,4–3,8 ГГц, а также не разрешено переиспользование уже выделенных операторам полос частот для сетей 5G/IMT-2020, — напомнил эксперт. По его словам, до решения этих проблем и переосмысления подходов к импортозамещению в области оборудования 5G/IMT-2020 можно констатировать, что Россия с каждым днем отстает в этом плане от более развитых стран, которые уже начинают внедрять следующие итерации стандартов 5G/IMT-2020 для цифровизации всех отраслей экономики.

Госуслуги помогут приобрести авто по-белому

Министерство цифрового развития предложило осуществлять ряд юридических действий через портал «Госуслуги», в частности, заключать гражданам договоры купли-продажи транспортных средств, бывших в употреблении, разъясняет старший юрист практики разрешения споров и юридического сопровождения «ССП-Консалт» Ирина Курильская.

«У данного нововведения есть ряд преимуществ, — считает эксперт. — Проведение сделки будет зафиксировано на сайте, в том числе передача денежных средств и транспортного средства. Покупателю будут доступны все сервисы по проверке транспортного средства: нахождение транспортного средства в залоге либо в розыске, наличие штрафов на автомобиле». Как разъяснила Ирина Курильская, будет зафиксирован факт подписания сторонами договора, передачи транспортного средства и получения денег, что уменьшит шансы возникновения споров между сторонами, а также последующего оспаривания совершенной сделки. Расчеты за покупку транспортного средства будут осуществляться в безналичной форме, что опять же облегчит доказывание получения денег в случае возникновения споров.

Кроме того, через портал «Госуслуги» теперь можно направлять требования в кредитные организации об изменении условий кредитного договора. Ирина Курильская рассказала, что данный порядок позволит фиксировать факт отправки соответствующего требования. Также и кредитные организации посредством госуслуг могут направлять уведомления заемщикам. Таким образом, заемщики уже не смогут ссылаться на то, что по месту регистрации они не получают корреспонденцию — факт отправки будет зафиксирован в личном кабинете. Более того, использование госуслуг ускорит и облегчит взаимодействие кредитной организации и заемщика. Как только сервис начнет работать, станут понятны все плюсы и минусы, будут намечены пути по улучшению и оптимизации этих процессов, заключила эксперт.

Эти данные слишком личные

Еще один майский законопроект, который одобрило Правительство, предусматривает введение штрафов за незаконный сбор персональных данных граждан при покупке товаров и услуг. Как поясняет соучредитель и член правления Russian Privacy Professionals Association Алексей Мунтян, в документе акцентируется внимание на соблюдении принципа запрета обработки персональных данных в избыточном объеме, а также идет речь об отношениях, связанных с В2С-бизнесом, когда физическое лицо является стороной гражданско-правовых отношений и сталкивается с данным вопросом при оформлении договора.

Причем договор может заключаться не в виде отдельного письменного документа, а каких-либо договоров присоединений или оферты, условия которой размещены в общем доступе и не подлежат изменению со стороны потребителя. «И тут он становится перед дилеммой: либо получить услуги или продукт и согласиться на условия договора, которые требуют от него действительно избыточных персональных данных, как-то номер телефона, адрес электронной почты, которые не относятся к необходимым с точки зрения идентификации стороны договора, либо не предоставлять их и отказаться от услуги», — продолжил эксперт. Алексей Мунтян пояснил, что эти сведения могут использоваться в иных целях, не совместимых с изначальными. Это создает потенциальную угрозу не только для сохранения конфиденциальности персональных данных, но и возможность их использования для осуществления разного рода маркетинговых и рекламных активностей, что стало уже частой практикой на рынке, сетует эксперт. «Роспотребнадзор пытается пресекать подобные недобросовестные практики, однако бизнес вносит в договор указания о том, что физлицо наделяет противоположную сторону правом вовлекать его в разного рода маркетинговые активности, исследования», — рассуждает Алексей Мунтян. — Проанализировав ситуацию, власти, видимо, поняли, что усилия Роспотребнадзора и Роскомнадзора недостаточны и необходимо внести изменения в законодательство касаемо прав защиты потребителей для пресечения такой практики».

Эксперт считает, что достаточно было бы усилить практику в сфере запрета на обработку персональных данных и внимательнее относиться к договорам, которые есть на рынке. Ситуация с выявлением нарушителей пока не совсем ясна и прозрачна. К примеру, не всегда есть возможность путем толкования норм гражданского права и защиты прав потребителей явно и четко представлять себе необходимый набор персональных данных, который требуется для заключения договоров сделки, оказания услуг, продажи.

«Здесь уже есть судебная практика, когда Роспотребнадзор активно судился с банками, правда, все кейсы касались согласия на получение рекламных сообщений. Ведомство требовало, чтобы эти положения не являлись обязательной частью договора, и у потребителя было право выбора. Думаю, в течение года после принятия поправок мы увидим действующую практику этого регулятора. Тогда уже опытным путем будут пытаться обозначить те данные, которые являются адекватными для заключения договора с потребителем и те, которые явно избыточны», —полагает Алексей Мунтян.

Новые правила WhatsApp

В начале года мессенджер WhatsApp (принадлежит Facebook, — прим. ред.) изменил политику конфиденциальности, предложив владельцам аккаунтов принять новые условия до 15 мая. Они обязывают пользователей передавать свои данные в Facebook и его приложения. Для тех, кто не принял пользовательское соглашение к указанному сроку, мессенджер может блокировать звонки и сообщения.

Юрист Санкт-Петербургского офиса Semenov&Pevzner Виктория Матвеева считает, что данные изменения политики конфиденциальности имеют как минусы, так и плюсы. В качестве плюсов она назвала расширение возможностей взаимодействия пользователей с бизнес-аккаунтами. Потребители смогут оперативно отправлять компаниям сообщения, чтобы задавать вопросы, совершать покупки и получать нужную информацию. Кроме того, политика конфиденциальности после изменений стала более подробной в части предоставления сервисом WhatsApp информации об использовании данных пользователей, а главным плюсом остается сквозное шифрование сообщений пользователей. Виктория Матвеева отмечает, что в WhatsApp не предусмотрена возможность его монетизации с помощью рекламы. «Возможно, Facebook намерен изучить интересы и предпочтения пользователей в мессенджере WhatsApp, чтобы получить возможность показывать еще более таргетированную рекламу в других своих сервисах, например, в социальной сети Facebook и Instagram», – предположила она.

Из минусов нововведений выделяют то, что у компании Facebook появляется возможность получить объединенный образ пользователя, исследуя его взаимодействия с компаниями и анализируя его предпочтения в других сервисах Facebook, например, в одноименной соцсети и в Instagram в маркетинговых целях. Однако стоит отметить, что если сопоставить политику конфиденциальности от 4 января 2021 года с предшествующей редакцией, то WhatsApp передает Facebook значительный объем пользовательских данных с 2014 года, и нововведения в данном случае меняют правила совершенно незначительно, настаивает Виктория Матвеева. «Блокировка функций приложения для пользователей может повлечь удаление WhatsApp из каталога приложений за нарушение правил использования AppStore, поскольку они содержат запрет на принуждение к “дополнительным действиям”», – прокомментировала юрист и добавила, что Роскомнадзор и Госдума хотят вмешаться и назвать новую политику конфиденциальности WhatsApp нарушающей российское законодательство о персональных данных.

Владелец компании «Катков и партнеры» Павел Катков считает, что Facebook, идя на сделку с WhatsApp, покупал именно аудиторию мессенджера (на тот момент количество ежедневных пользователей WhatsApp достигало 320 млн, сообщал гендиректор Ян Кум, — прим. ред.) и возможность обработки ее данных. «Сейчас покупатель захотел свое право реализовать, однако споткнулся о пользовательское соглашение. Изменение же его вызвало недовольство пользователей, хотя, полагаю, значительная их часть уже используют два сервиса одновременно (и WhatsApp, и Facebook, — прим. ред.), а значит, для них принципиально ничего не изменится», — рассуждает юрист. Павел Катков говорит, что бизнес может сделать из этого кейса следующий вывод: покупая интернет-компанию, нужно изучать ее документы, включая оферту и правила использования. Содержат ли они возможность раскрытия данных покупателю? Если нет, то следует или обеспечивать эту возможность до покупки, или покупать дешевле, посоветовал он.

По мнению президента НП «РУССОФТ» Валентина Макарова, изменение политики конфиденциальности WhatsApp связано с желанием экосистемы Facebook более эффективно собирать персональную информацию о пользователях всех ресурсов, входящих в экосистему, для повышения эффективности продаж персональных данных и результатов работы приложений, их использующих. «Пользователи с еще большей уверенностью будут покупать предлагаемые им экосистемой товары, следовать рекомендациям экосистемы в сфере культуры, политики, социальной жизни, в том числе, в области гендерных отношений. В общем, произойдет еще большее подчинение пользователей воле экосистемы. И они будут еще больше уверены в том, что сами принимают решения», — заключил эксперт.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий