Отечественный магазин приложений поселится на смартфонах
На отдельные виды технически сложных товаров, в том числе смартфоны, теперь будет предустанавливаться российский магазин приложений. На официальном сайте Госдумы поясняется, что закон подготовлен в рамках противодействия антироссийским санкциям: ранее иностранные платформы ограничили для российских пользователей возможность скачивать приложения.
В Минцифры уточнили, что федеральным законом от 14.07.2022 N 266-ФЗ внесены изменения в статью 4 закона «О защите прав потребителей», предусматривающее необходимость предварительной установки единого магазина приложений. «Предварительная установка российского магазина приложений RuStore будет осуществляться на технически сложные товары, функционирующие на операционной системе Android. Минцифры подготовило соответствующие изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. № 1867, устанавливающее порядок предварительной установки российских программ», — сообщили в ведомстве.
На официальном сайте Минцифры опубликован перечень таких программ. В частности, для планшетов и смартфонов будет устанавливаться «Яндекс.Браузер», поисковая система «Яндекс», почта Mail.ru, голосовой ассистент «Маруся», соцсети «ВКонтакте», «Одноклассники», программа для использования национальной платежной системы «Мир» — MirPay, антивирус Kaspersky Internet Security, офисное программное обеспечение «МойОфис Документы», а также «Госуслуги».
Руководитель группы Android-разработки компании «Рексофт» Олег Иванов напомнил, что отечественных магазинов приложений уже довольно много, большинство стало работать недавно, и говорить о том, как они проявят себя на практике, рано.
«Не думаю, что иностранные разработчики приложений захотят разворачивать свои приложения в еще одном маркете, будут ли они также часто выпускать обновления в данном маркете — тоже вопрос. Например, в Китае на смартфонах пользователей есть только Xiaomi Market, он же Xiaomi GetApps. В нем нет всех приложений из Google Play, зато есть много китайских программ, и они интересны по большей части только местным пользователям. Когда-то давно был еще один магазин Yandex.Store, появившийся в 2012 году. В 2020-м его закрыли. В открытых источниках указывалось, что этот магазин предустанавливался на многих популярных смартфонах: Explay, Huawei, Nokia, teXet, а это подтверждает, что вариант предустановки отечественного магазина возможен», — рассуждает эксперт.
Олег Иванов сомневается в том, что многие зарубежные разработчики будут использовать для дистрибуции российские магазины. В общемировом масштабе доля российских пользователей Android не так велика, как, например, китайских или индийских. Кроме того, возникнет финансовый вопрос: будут ли владельцы таких маркетов брать оплату за создание разработческого аккаунта в своих магазинах приложений или устанавливать ежемесячную/ежегодную плату. «Еще один вопрос — кто займется предустановкой приложений. Если это будут делать в России, возможно, придется удалять стандартные приложения, особенно те, которые есть в обоих маркетах, если отечественный будет там единственным. Могут быть проблемы с обновлением или подписью приложения, которая однозначно соотносит его с владельцем — командой разработки. Но это все маловероятно. По крайней мере, сейчас проблем с подписями при обновлении я не наблюдал. Возможно, на наших маркетах сейчас используется та же подпись, что и на Google Play для совместимости», — предположил Олег Иванов.
Разработчики зарубежных смартфонов вряд ли будут каким-то образом препятствовать установке на технику российских маркетов просто потому, что не посчитают нужным или не увидят в нем конкурента.
Он напомнил, что на некоторых устройствах есть предустановленные зарубежные приложения, которые нельзя удалить, такие как Facebook (принадлежит экстремистской и запрещенной в РФ Meta) или Twitter (заблокирован в России). Их можно только отключить. Будут ли их удалять (возможно через перепрошивку) или запретят производителям их устанавливать, пока непонятно. Разработчики зарубежных смартфонов вряд ли будут каким-то образом препятствовать установке на технику российских маркетов просто потому, что не посчитают нужным или не увидят в нем конкурента, да и в случае с Android вряд ли это получится, считает эксперт.
Олег Иванов не исключил, что если отечественные магазины соберут достаточно пользователей, получат хорошее финансирование, то озвученные проблемы со временем уйдут, и такое развитие событий нормально для любого нового продукта.
«Если в нашей стране не запретят использование иностранных маркетов, то идеальным решением в сложившейся ситуации будет наличие двух магазинов: российского и зарубежного. Российский будет использоваться только для установки приложений, которые попали под санкции. В принципе сейчас так и происходит», — подытожил эксперт.
Новая модель учета интернет-рекламы
Согласно закону о внесении изменений в ФЗ «О рекламе», вступившему в силу с 1 сентября, вся таргетированная, контекстная и медийная реклама в интернете должна иметь соответствующую пометку «реклама». Участники рынка обязаны будут передавать в единую систему учета сведения о рекламных кампаниях, в том числе параметры аудитории. Если иностранное лицо, осуществляющее деятельность в интернете на территории РФ, не предоставит информацию о рекламе, в его отношении могут применяться меры понуждения.
Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) и Ассоциация коммуникационных агенств России (АКАР) разъяснили новую модель учета интернет-рекламы так: в Едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР) будет учитываться ИНН участников рынка, данные о заключенных договорах между всеми участниками цепочки распространения рекламы, информация о платежах по договорам и о рекламных объявлениях (образцы креативов, метаданные, показы и площадки, стоимость, заказчики). На начальном этапе агентство и рекламораспространитель регистрируют рекламную кампанию через операторов рекламных данных (ОРД). ОРД — это организации, которые обладают высокотехнологичной инфраструктурой и имеют разрешение аккумулировать информацию. На них возложены обязательства по сбору, обработке и подаче сведений в ЕРИР. После регистрации рекламная кампания получает уникальный идентификатор (ID), ОРД передают данные в ЕРИР, а оттуда информация поступает в Федеральную налоговую службу и Федеральную антимонопольную службу.
Партнер, руководитель Санкт-Петербургского офиса Semenov&Pevzner Екатерина Смирнова считает, что данное нововведение появилось в неподходящий момент. Параллельно с поправками в закон «О рекламе» были внесены существенные изменения в законодательство о персональных данных, которые так же вступили в силу с 1 сентября 2022 года и добавили новые, дополнительные обязанности для участников рынка. Поэтому бизнес столкнулся с двойной нагрузкой. Для внедрения новых требований в сфере рекламы был отведен незначительный переходный период — два месяца, с 1 сентября по 31 октября 2022 года. Разумеется, за столь короткий период сложно полностью перестроить договорные отношения с контрагентами, наладить новые системы и техническое оборудование, провести найм и обучение сотрудников, убеждена юрист.
По подсчетам АРИР, участникам рынка интернет-рекламы на реализацию закона потребуется порядка 10 млрд рублей.
По подсчетам АРИР, участникам рынка интернет-рекламы на реализацию закона потребуется порядка 10 млрд рублей. Сумма включает затраты на создание и имплементацию пяти-шести ОРД, хранение данных, разработку, эксплуатацию, человеко-часы условных бухгалтеров, которые будут вносить эти данные дополнительно. «Возникают проблемы с поставкой необходимого оборудования, серверов, отзываются лицензии на программное обеспечение, поэтому усилия разработчиков сейчас направлены на то, чтобы поддержать имеющуюся инфраструктуру. Отрасли необходимо время подготовиться к нововведению, хочется надеяться и на стабилизацию экономической ситуации, поэтому мы просили Роскомнадзор и Минцифры отложить вступление этого закона на шесть месяцев или на год», — прокомментировал президент АРИР Борис Омельницкий.
Как подчеркнула Екатерина Смирнова, различные изменения в законодательство о рекламе — давно не новость для участников рынка. Правовое регулирование рекламы является одним из самых быстроразвивающихся в российском законодательстве, так, например, в федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» за последние два года были внесены порядка 15 раз поправки, поэтому бизнес научился быстро адаптироваться под инициативы законодателя.
«Однако последние изменения коренным образом меняют бизнес-процессы в сфере интернет-рекламы. Во-первых, изменения касаются практически всех участников рынка: рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, рекламных агентств и различных интернет-площадок. Единственное исключение предусмотрено для оператора социальной рекламы — на него не распространяются новые требования о маркировке и передаче сведений о рекламе. Во-вторых, изменения касаются практически любой рекламы, которая распространяется в интернете, кроме e-mail-рассылок и push-уведомлений, которые пока что не подлежат обязательной маркировке», — пояснила юрист.
Екатерина Смирнова также обратила внимание на то, что участники рынка интернет-рекламы уже сейчас вынуждены пересматривать договоры о размещении рекламы, вносить в них изменения. В частности, необходимо включить в договор новое обязательство о передаче сведений о рекламе оператору рекламных данных. На практике рекламодатели поручают это рекламным агентствам как более профессиональным участникам рынка. При этом законодательное регулирование определенно нуждается в доработке: рекламодатель, который делегировал обязанность по передаче информации о рекламе третьему лицу, тем не менее самостоятельно несет ответственность, если третье лицо по каким-либо причинам не передало сведения оператору рекламных данных в полном объеме. Также очевидно, что новые обязанности и риски приведут к подорожанию рекламных услуг.
«Следует отметить и другие открытые вопросы в нововведении: новая статья 18.1 в законе “О рекламе” лишь в общих чертах описывает новое регулирование. Конкретные положения должны содержаться в подзаконных актах, однако в настоящий момент многие из них не изданы. Не установлены меры ответственности за несоблюдение требований статьи 18.1 закона “О рекламе”, поэтому следует руководствоваться общими мерами административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе (административный штраф до 500 тысяч рублей для юридического лица)», — перечислила Екатерина Смирнова.
Чтобы внести ясность в работу системы, АРИР и Роскомнадзор продолжают обсуждать введенное регулирование, все пояснения ассоциация публикует на своем официальном сайте. «Мы понимаем, что с этими нормами придется жить, и нужно сделать так, чтобы сохранить рынок», — заключил Борис Омельницкий.
СПИК в ускоренные сроки
Согласно постановлению правительства от 20 сентября 2022 г. № 1660, российские компании, внедряющие новые технологии в промышленное производство, смогут в два раза быстрее заключать с государством специальные инвестиционные контракты (СПИК 2.0) не только в 2022 году, но и до конца 2023-го.
Как пояснили в Минпромторге, СПИК встраивается в текущие условии ведения финансово-хозяйственной деятельности, в значительной степени обусловленные введенными в отношении России мерами ограничительного характера. В случае реализации инвестором СПИК с целью внедрения технологий и производства конкурентоспособной промышленной продукции, государство гарантирует такому инвестору выгодные, понятные и неизменные условия для вложений, в том числе налоговые льготы, особые условия аренды земли без проведения торгов и другие меры поддержки для инвестора.
Государство гарантирует такому инвестору выгодные, понятные и неизменные условия для вложений, в том числе налоговые льготы.
«В настоящее время работа по заключению СПИК продолжается в штатном режиме. Так, по модели СПИК 2.0 в текущем году уже заключено 11 соглашений, до конца года планируется заключить еще порядка 10 СПИК. Сокращенные сроки проведения процедур заключения СПИК 2.0 позволят инвесторам в два раза быстрее выйти на заключение СПИК (минимально возможный срок для заключения СПИК сокращен до 1,5 месяцев), более точно спрогнозировать параметры реализации инвестиционного проекта и, соответственно, раньше его реализовать», — сообщили в Минпромторге.
Центр компетенций предупреждения кибератак
Постановлением правительства от 17 сентября 2022 г. № 1636 утвержден порядок предоставления субсидии на создание и обеспечение деятельности отраслевого центра компетенций по информационной безопасности в промышленности. Средства выделяются Минпромторгом в рамках федерального проекта «Информационная безопасность» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». На центр возложены полномочия по обнаружению и предупреждению кибератак на информресурсы промышленных предприятий, по установлению причин инцидентов, вызванных компьютерными атаками.
В Минпромторге пояснили необходимость данного нововведения ростом количества компьютерных атак на российские информационные ресурсы, в том числе объекты критической информационной инфраструктуры России (КИИ). В этой связи возникла потребность в реализации дополнительных мероприятий, направленных на усиление мер информационной безопасности и интенсификации внедрения на объектах КИИ доверенных программно-аппаратных комплексов и программного обеспечения.
«Президент России поручил правительству усилить контроль за представлением субъектами КИИ актуальной и достоверной информации о принадлежащих им объектах КИИ путем проведения специально аккредитованными центрами дополнительных периодических проверок полноты данных о таких объектах. Поэтому Минпромторг принял решение создать центр компетенций по информационной безопасности в промышленности. Запустить работу центра планируется уже в этом году. Сейчас в соответствии с постановлением проходит процедура конкурсного отбора организации, на которую будут возложены функции центра компетенций. После подведения итогов конкурса будет заключено соответствующее соглашение о предоставлении субсидии и начнется работа. Времени на раскачку нет, возлагаемые на центр задачи требуют оперативных решений», — подчеркнули в ведомстве.
Полномочия центра компетенций указаны в постановлении. Это создание ведомственного центра ГосСОПКА — государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы России. А также проведение постоянного мониторинга соблюдения предприятиями промышленности, которые относятся к субъектам КИИ, сроков предоставления, актуальности и достоверности сведений о результатах категорирования принадлежащих им объектов критической инфраструктуры.
«В этом году данные мероприятия будут проведены в отношении 300 предприятий. В последующие два года эта цифра многократно возрастет», — сообщили в Минпромторге.
Бизнес-консультант по информационной безопасности Алексей Лукацкий убежден, что роль таких центров очень важна в текущих условиях, когда число атак на различные отрасли возрастает, а федеральные регуляторы не всегда имеют достаточно специфических знаний и ресурсов для обеспечения безопасности своих отраслей. «Центры компетенций могут “приземлить” имеющиеся требования на свои сферы деятельности и правильным образом контролировать их исполнение. Поэтому инициатива Минпромторга своевременна», — считает эксперт.
Чиновник выходит в соцсети
Государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные организации и суды будут обязаны создать и вести свои официальные аккаунты в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники». Распоряжение об этом подписал председатель правительства Михаил Мишустин. Новые требования вступают в силу с 1 декабря 2022 г. На сайте Госдумы указано, что «закон предлагает расширить способы обеспечения доступа к информации».
В своем Telegram-канале глава комитета Госдумы по информационной политики Александр Хинштейн отметил, что «очень важно, чтобы госорганы и их учреждения вели страницы в соцсетях не просто “для галочки”, а это был реальный механизм обратной связи с людьми».
Многие чиновники давно активно ведут страницы в соцсетях. Агентство политических и экономических коммуникаций публикует еженедельный рейтинг активности глав регионов в социальных сетях. В рейтинге рассматриваются официальные личные аккаунты глав субъектов РФ. Для каждого участника по специальной формуле рассчитывается индекс активности за неделю. Индекс отображает активность на трех платформах («ВКонтакте», «Одноклассники» и Telegram).
Очень важно, чтобы госорганы и их учреждения вели страницы в соцсетях не просто «для галочки», а это был реальный механизм обратной связи с людьми, настаивает Александр Хинштейн.
Так, за период с 10 по 16 октября первое место в рейтинге занял мэр Москвы Сергей Собянин. Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, губернатор Самарской области Дмитрий Азаров, губернатор Иркутской области Игорь Кобзев остаются по-прежнему на высоких позициях. Активность в соцсетях нарастили губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков и губернатор Новгородской области Александр Никитин.
Абсолютным лидером по числу постов стал губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко, а наибольшее число лайков и комментариев наблюдается под постами Рамзана Кадырова.
Банковский счет открывают онлайн
С 1 сентября банки с универсальной лицензией обязаны обеспечить физическим лицам возможность открывать счета (вклады) и получать кредиты в рублях без личного присутствия после проведения идентификации. Это можно будет сделать в мобильном приложении и на сайте. Однако 6 октября Центральный банк России на своем официальном сайте уведомил банки, что до конца 2022 года он не будет применять к ним меры воздействия, если в их мобильных приложениях и на сайтах отсутствует возможность открыть счет или вклад, а также получить кредит с использованием идентификации через Единую биометрическую систему.
«Регуляторные послабления позволят тем кредитным организациям, которые в силу текущей ситуации это еще не сделали, завершить технологические мероприятия и внедрить такой сервис в мобильных приложениях и интернет-банке, а также усовершенствовать систему информационной безопасности», — пояснили в Банке России.
В пресс-службе Совкомбанка сообщили, что эта функция давно реализована в мобильном приложении «Халва — Совкомбанк».