img22 августа 2023 в 17:19

Как проходит цифровизация в Республике Марий Эл

Российские власти взяли курс на цифровизацию. Это делается для облегчения доступа граждан к государственным услугам, более оперативного решения вопросов с госорганами. «Телеспутник» выяснил, как обстоит дело с цифровизацией в Республике Марий Эл. На вопросы корреспондента о том, как реализуется Стратегия цифровой трансформации, подробно ответили в региональном Минцифры.

Российские власти взяли курс на цифровизацию. Это делается для облегчения доступа граждан к государственным услугам, более оперативного решения вопросов с госорганами. «Телеспутник» выяснил, как обстоит дело с цифровизацией в Республике Марий Эл. На вопросы корреспондента о том, как реализуется Стратегия цифровой трансформации, подробно ответили в региональном Минцифры.

— В чем заключаются цели цифровой трансформации в Марий Эл?

— Целью цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Марий Эл является достижение высокой степени «цифровой зрелости» основных отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления для оказания качественных государственных услуг населению и организациям, формирования качественной и безопасной среды для жизни и развития, обеспечения доступности и качества образования, здравоохранения и социальной поддержки.

— Кто отвечает за цифровую трансформацию в республике?

— Фактически соисполнителями реализации Стратегии являются Минтранс Республики Марий Эл, Минстрой и ЖКХ Республики, Минздрав, Минобрнауки, Минтруда, Минцифры.

— Каковы основные проблемы, с которыми вы столкнулись при реализации программы?

— Во-первых, это повышенная нагрузка на педагогических работников в результате работы с несколькими информационными системами и большим объемом данных, вводимых вручную. Это разрозненность верифицированного цифрового образовательного контента, отсутствие единой точки «сборки» верифицированного контента, сопровождающейся едиными требованиями. Кроме этого, это слабая интеграция цифровых технологий и продуктов в процесс обучения, воспитания и развития.

Во-вторых, это проблемы обработки больших данных и объективности данных, на основании которых принимаются управленческие решения. Причиной является отсутствие интегрированных информационных систем.

В-третьих, это отсутствие подключения к сети Интернет в труднодоступных населенных пунктах. Нехватка оборудования для обеспечения доступа медицинских работников к медицинской информационной системе при обслуживании пациентов вне медицинской организации.

В-четвертых, это низкое качество оказываемых онлайн-услуг в разделе «Мое здоровье» на Едином портале государственных услуг, слабое развитие централизованных подсистем медицинской информационной системы Республики Марий Эл в целом.

В-пятых, это слабое развитие «незаметного для граждан» межведомственного взаимодействия, низкая цифровизация сферы строительства, городского хозяйства и ЖКХ, различия в стоимости реализации инфраструктурных проектов в разных субъектах РФ вследствие неравномерного развития транспортной инфраструктуры. Кроме того, отметим низкую востребованность цифровых сервисов транспортной инфраструктуры вследствие цифрового неравенства и недостаточности цифровых компетенций граждан, высокую стоимость создания и обслуживания транспортной инфраструктуры, неготовность хозяйствующих субъектов в сфере транспорта (перевозчиков) инвестировать в цифровую трансформацию.

В-шестых, это разнородность в вопросах финансового и правового регулирования сферы транспорта на уровне Республики Марий Эл и отдельных муниципальных образований в регионе, низкий уровень информированности граждан о маршрутах движения общественного транспорта, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном (в пределах Марий Эл) сообщении, отсутствие возможности безналичной оплаты проезда в общественном транспорте, осуществляющем регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам пассажиров в городском, пригородном и междугородном (в пределах региона) сообщении.

В-седьмых, это отсутствие необходимых технологий, низкое качество отечественного программного обеспечения вследствие цифрового неравенства субъектов РФ.

В-восьмых, это отсутствие возможности оперативного управления транспортным комплексом из единого центра в зависимости от ситуации вследствие отсутствия единой платформы управления транспортной системой Марий Эл, отсутствие автоматизации процессов управления дорожным движением в городских агломерациях с городами с населением свыше 300 тысяч человек вследствие отсутствия интеллектуальной транспортной системы, высокая доля «серых» перевозок при оплате проезда наличными. Кроме этого, это низкая привлекательность транспортных коридоров в республике ввиду высокой транзакционной нагрузки (бумажные документы, контрольные процедуры, посредники), отсутствие применения современных технологий, позволяющих выполнять с помощью беспилотных летательных аппаратов аэрофотосъемку, упрощающих процесс получения точных геопространственных данных в дорожном строительстве.

В-девятых, это отсутствие единой архитектуры, стандартов разработки и эксплуатации, методологии создания информационных систем, используемых органами государственной власти Марий Эл, отставание нормативно-правовой базы от развития технологий, неготовность населения к использованию ИТ-технологий при взаимодействии с органами публичной власти, неразвитая информационно-технологическая и телекоммуникационная инфраструктура для обеспечения межведомственного электронного взаимодействия органов публичной власти, организаций и населения.

В-десятых, это отсутствие единых подходов при осуществлении мероприятий по повышению эффективности деятельности центров занятости населения, отсутствие интеграции единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» с ведомственной информационной системой в сфере занятости населения и электронной очередью центров занятости населения, отсутствие информации от граждан и работодателей о качестве и доступности предоставленных услуг в сфере занятости населения.

Помимо этого, это низкий уровень предоставления мер социальной поддержки населению в электронном виде, отсутствие единых стандартов оказания мер социальной поддержки на всех уровнях, низкая цифровизация сферы строительства, городского хозяйства и ЖКХ, инвестиционно-строительный проект — это лабиринт с 103 контрагентами и 136 процедурами.

До 95 % взаимодействия между участниками на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства происходит на бумаге либо в электронном нередактируемом формате, потому что в органы государственного строительного надзора журналов строительства нужно предоставлять на бумажном носителе.

И в завершение это низкий уровень цифровизации деятельности территориальной подсистемы Марий Эл единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, не соответствующий современным тенденциям развития процессов информатизации, недостаток квалифицированных специалистов в области информационных технологий.

— Что вы делаете для того, чтобы решить эти проблемы?

— В ходе реализации Стратегии цифровой трансформации планируется внедрение следующих технологий: информационное моделирование, интернет вещей, компьютерное зрение, распознавание и синтез речи, распределенный реестр (блокчейн), анализ «больших данных», обработка естественного языка, анализ текстов, машинный перевод, облачные технологии, нейротехнологии. Кроме этого, мы планируем внедрить систему «незаметного для граждан» межведомственного электронного взаимодействия, систему поддержки принятия решений, рекомендательные системы, веб-технологии, систему мониторинговых и навигационно-информационных технологий на базе услуг глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, генерацию текстов, поиск аномалий, анализ временным рядом, сбор и обработку больших данных, пространственный анализ и моделирование, виртуальную и дополненную реальность, искусственный интеллект.

— Как будут применять эти технологии?

— Системы поддержки принятия решений, рекомендательные системы, технология компьютерного зрения, технологии распознавания и синтеза речи, технологии обработки естественного языка, анализа текстов, машинного перевода, технологии генерации текстов, поиска аномалий, анализа временным рядом, сбора и обработки больших данных, технологии пространственного анализа и моделирования, технологии виртуальной и дополненной реальности будут применены в рамках реализации проекта «Беспилотники для пассажиров и грузов».

В рамках реализации проекта «Зеленый цифровой коридор пассажира» будут применены системы поддержки принятия решений, рекомендательные системы, технологии компьютерного зрения, технологии распознавания и синтеза речи, технологии обработки естественного языка, анализа текстов, машинного перевода, технологии генерации текстов, поиска аномалий, анализа временным рядом, сбора и обработки больших данных.

В рамках реализации проекта «Цифровое управление транспортным комплексом Российской Федерации» будут применены системы поддержки принятия решений, рекомендательные системы, технологии компьютерного зрения, технологии распознавания и синтеза речи, технологии обработки естественного языка, анализа текстов, машинного перевода, технологии генерации текстов, поиска аномалий, анализа временным рядом, сбора и обработки больших данных.

В рамках реализации проекта «Цифровые двойники объектов транспортной инфраструктуры» будут применены системы поддержки принятия решений, рекомендательные системы, технологии компьютерного зрения, технологии распознавания и синтеза речи, технологии обработки естественного языка, анализа текстов, машинного перевода, технологии генерации текстов, поиска аномалий, анализа временным рядом, сбора и обработки больших данных, технологии виртуальной и дополненной реальности, технологии информационного моделирования.

Технологии интернета вещей и технология искусственного интеллекта будут применены при автоматизации процессов управления дорожным движением в городских агломерациях при создании интеллектуальных транспортных систем в рамках реализации проекта «Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек».

Мониторинговые и навигационно-информационные технологии на базе системы ГЛОНАСС будут применяться при реализации проекта «Зеленый цифровой коридор пассажира» в целях отслеживания транспортных средств на маршрутах регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл.

Технология искусственного интеллекта будет применена для риск-ориентированного подхода к контрольно-надзорным мероприятиям в рамках контрольно-надзорной деятельности, для планирования использования ограниченных ресурсов, проверяющими органами — для распределения проверок по подконтрольным объектам.

Технология искусственного интеллекта будет также применяться для сервисных функций федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», в том числе для автоматического чтения и ответов на обращения граждан, голосовых роботов и чат-ботов, проактивного предоставления государственных и муниципальных услуг. Кроме того, данная технология будет также применяться при создании голосовых чат-ботов для помощи гражданам в поиске врачей и графиков их приема.

Технология, основанная на анализе больших данных, будет применяться при создании системы, обеспечивающей принятие управленческих решений в сфере образования.

Технология распределенного реестра (блокчейн) будет применяться для обмена конфиденциальной информацией между участниками системы здравоохранения в режиме реального времени, обеспечения онлайн-доступа специалистов к медицинской карте пациента, защиты информации о пациенте от посторонних лиц, а также для электронного документооборота в государственном управлении для гарантии конфиденциального хранения документов ограниченного доступа, для организации защищенного межведомственного электронного взаимодействия.

Облачная технология будет применяться для перевода информационных систем и информационных ресурсов органов исполнительной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления в Республике Марий Эл, государственных организаций Республики Марий Эл и муниципальных организаций в государственную единую облачную платформу.

Для внедрения умной экосистемы в строительной отрасли будет применена технология информационного моделирования.

Нейротехнологии планируется применять для автоматизации документооборота — построения гибких систем документооборота между органами исполнительной власти Республики Марий Эл, органами местного самоуправления в Республике Марий Эл, государственными организациями Республики Марий Эл и муниципальными организациями.

— В какие сроки планирует реализовать Стратегию?

— Стратегия утверждена на период 2022-2024 годы. Основными направлениями ее реализации являются повышение уровня жизни граждан Марий Эл, выход республики Марий Эл на средний уровень социально-экономического развития среди субъектов РФ, улучшение экологической ситуации, повышение качества среды обитания человека и комфортности городских агломераций, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования.

— Какие результаты вы хотите получить?

— Результатами реализации Стратегии к концу 2024 года должны стать обеспечение доступа к медицинской информационной системе Марий Эл из любой точки республики, увеличение количества медицинских работников, обеспечение межведомственного взаимодействия в здравоохранении, подключение всех фельдшерско-акушерских пунктов к медицинской информационной системе республики.

Помимо этого, задачами являются увеличение количества граждан, удовлетворенных медицинской помощью и реализация многочисленных проектов — например, «Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек» и «Цифровое управление транспортным комплексом Российской Федерации».

Что касается связи Стратегии с показателями национальных целей, то она состоит в обеспечении устойчивого роста численности населения РФ, повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет; вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

Кроме этого, это создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций, обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям (на уровне не менее 85 %).

В завершение это обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта РФ выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности, достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления; увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 %, рост доли домохозяйств с широкополосным доступом к сети Интернет до 97 %.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий