img28 июня 2022 в 16:50

Как Минцифры «убивает» малых телеком-игроков: перспективы новых законопроектов

В начале июня Минцифры опубликовало для экспертизы три проекта федеральных законов, которые вызвали серьезную критику у участников телеком-рынка. В частности, министерство предложило повысить стоимость лицензий для операторов связи в 133 раза, объясняя это необходимостью сокращения количества недобросовестных игроков. Мы попросили юриста, гендиректора «ОрдерКом» Дмитрия Галушко рассказать о том, к чему могут привести подобные нововведения и какие риски они несут для отрасли.

В начале июня Минцифры опубликовало для экспертизы три проекта федеральных законов, которые вызвали серьезную критику у участников телеком-рынка. В частности, министерство предложило повысить стоимость лицензий для операторов связи в 133 раза, объясняя это необходимостью сокращения количества недобросовестных игроков. Мы попросили юриста, гендиректора «ОрдерКом» Дмитрия Галушко рассказать о том, к чему могут привести подобные нововведения и какие риски они несут для отрасли.

Минцифры во исполнение поручения заместителя председателя Правительства от 27.04.22 г. № ДЧ-П10-7134 разработало и опубликовало для экспертизы на regulation.gov.ru три проекта федеральных законов: «О внесении изменений в ФЗ «О связи», «О внесении изменений в КОАП», «О внесении изменений в ст. 333 ч. 2 НК РФ», а также «О внесении изменений в ст. 333 ч. 2 НК РФ». Если данные законопроекты пройдут межведомственное согласование в Правительстве и будут приняты, то они могут поставить непреодолимый барьер для создания стартапов и деятельности микропредприятий в области связи, а также привести к сокращению малых операторов связи со штатом до 50 работников; расширить и без того сильные полномочия кураторов ФСБ над операторами связи и технологическими сетями (владельцами автономных систем); загнать операторов в серые и черные схемы, а также породить коррупционные схемы для средних и крупных операторов связи.

После публикации изменений, предложенных Минцифры, некоторые участники рынка высказывали предположения о том, что данные инициативы являются предметом договора между ФСБ и крупными операторами из большой четверки. Вероятно, ФСБ недовольна тем, как последние внедряют системы оперативно розыскных мероприятий (СОРМ). Однако очевидно: чем меньше операторов, тем их проще контролировать. Одно дело — пять тысяч операторов и совсем другое — пять. Поэтому все три законопроекта надо рассматривать комплексно. Давайте изучим их по порядку.

Ведомство будет сознательно искоренять стартапы, то есть телеком-рынок не сможет рождать новую кровь

Мое первое опасение связано с тем, что ведомство будет сознательно искоренять стартапы, то есть телеком-рынок не сможет рождать новую кровь. Для обоснования своей точки зрения приведу выдержки из проектов:

1. Перед получением новой лицензии на оказание услуг связи необходимо согласовать с органами ФСБ России схему построения сети;

2. Для интернет и телефонии (включая IP и сотовую) размер госпошлины увеличивается в 133 раза  (с 7500 рублей до 1 млн рублей).

Получается, что все стартапы будут обязаны искать куратора и «идти на поклон» в ФСБ. Не могу представить себе молодого технаря, который согласовывает схему сети в органах, а после этого еще готов заплатить миллион рублей. А ведь стартап должен построить сеть и приобрести оборудование для СОРМ. Сможет ли в таких условиях стартап что-то зарабатывать? Думаю, что нет. И тогда смысла выходить на рынок у него не будет.

Второе опасение — возможный уход микробизнеса в серые схемы. Вновь приведу выдержки из проектов:

1. Для продления лицензии на оказание услуг связи необходимо предъявить акт ввода в СОРМ в эксплуатацию или свежий план СОРМ.

2. КОАП дополнится ст. 13.46, которая вводит оборотный штраф за отсутствие СОРМ — от 0,01 до 0,05 % от годовой выручки оператора за услуги связи, но не более 0,02 % годовой выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее 1 млн рублей.

Максимум через 5 лет (срок действия свежих лицензий) операторы, не имеющие средств на оборудование для СОРМ, уйдут в серые схемы, например, в интернет-кооперативы

То есть микропредприятия при продлении лицензии будут обязаны реализовать СОРМ. Стоимость закупки оборудования для СОРМ и исполнения так называемого закона Яровой соизмерима с годовой выручкой оператора. За отсутствие СОРМ полагается штраф размером от 1 млн рублей, то есть он повысится минимум в 10 раз. Это означает, что максимум через 5 лет (срок действия свежих лицензий) операторы, не имеющие средств на оборудование для СОРМ, уйдут в серые схемы, например, в интернет-кооперативы. Если годовая выручка микрооператора составляет меньше 10 млн рублей, то он и вовсе будет вынужден уйти с рынка.Третье опасение — новые законопроекты могут увеличить коррупцию. Высокие штрафы за нереализацию требования СОРМ по логике должны заставить операторов покупать соответствующее оборудование и согласовывать его с ФСБ. Но, по моему мнению, это может дать обратный эффект и породить коррупцию (% от выручки средних и крупных операторов — это серьезные деньги).Пока что малый бизнес составляет хоть какую-то конкуренцию сильным и неповоротливым слонам на рынке, а свежая кровь стартапов заставляет двигаться малых. Но принятие вышеперечисленных законопроектов уменьшит количество операторов связи, оставшимся будет проще договориться о повышении цен. Таким образом можно попрощаться с дешевым интернетом в стране. Сейчас мелкие игроки хоть потихоньку, но развиваются, и со временем покупают оборудование для СОРМ. Однако в результате принятия новых законопроектов производители такого оборудования не досчитаются выручки.По данным Роскомнадзора, количество выданных лицензий на оказание телематических услуг связи в целом уменьшается. Так, в 2020 году была проведена 1441 проверка, при этом выявлено 1898 нарушений, в том числе в области СОРМ — 284. В 2021-м — 4389 проверок (их количество увеличилось на 205 %), по которым выявлено 2241 нарушение, в том числе в области СОРМ — 668 (рост на 135 %).Если малых операторов, коих насчитывается больше половины из общего числа, не останется на рынке, то возникают вопросы: кого Роскомнадзор будет наказывать, как увеличивать показатели, зачем вообще нужны отделы надзора за связью (сейчас в структуре каждого территориального управления РКН есть отдел надзора за электросвязью)?Второй проект Минцифры — «О внесении изменений в КОАП» — душит не только операторов связи, но и владельцев технологических сетей, имеющих Автономную систему ASN (система IP-сетей и маршрутизаторов, управляемых одним или несколькими операторами, имеющими единую политику маршрутизации с интернетом, — прим. ред.). Например, такие компании, как «Лаборатория Касперского», 1С и прочие крупные корпоративные сети, имеющие свою ASN, будут вынуждены либо платить многомиллионные штрафы, либо вкладывать деньги в разработку или покупку СОРМ. Такой штраф ставит под вопрос создание новых телеком-стартапов и развитие мелких технологических компаний, так как у всех у них есть техсети с ASN.В частности, предлагается вместо штрафа 0,3–0,5 млн рублей ввести оборотный штраф не менее 1 млн рублей или 0,01–0,06 % от годовой выручки за услуги техсетей, но не более 0,02 % от годовой выручки от реализации всех товаров (работ, услуг).Довольно-таки странно видеть данную инициативу со стороны органа исполнительной власти в области связи, которое в столь сложные времена обязано поддерживать стартапы, малые предприятия. Если бы это была инициатива ФСБ, то все было бы логично.В комментариях, опубликованных в телеграм-канале Минцифры расширенно толкуется законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон “О связи”» (в части согласования схемы построения сети связи). Цитирую: «Что предлагается: перед тем как получить лицензию на оказание услуг связи, оператор должен будет согласовать с ФСБ России схему построения сети. То есть все новые операторы связи будут выходить на рынок уже с установленной СОРМ». Таким образом, ФСБ необходимо от стартапа только согласование схемы сети, а Минцифры уже хочет, чтобы стартап имел оборудование для СОРМ.Сейчас идет независимая антикоррупционная экспертиза на regulation.gov.ru. Ее заключение, подписываемое Минэкономразвития, может быть отрицательным. После прохождения данного этапа будут: межведомственные совещания при Правительстве РФ, чтобы именно все министерства и службы (МЭРТ, ФАС) приняли взвешенное решение, а уже его Правительство внесло в Госдуму; затем — три чтения законопроекта в Госдуме.

Принятый Госдумой 21 июня 2022 года в 1 чтении законопроект Правительства РФ, под видом реестровой модели лицензий (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1214072-7) и частот, обязывает РКН приостановить связную лицензию из-за нереализации СОРМ (принят в 1 чтении).

На мой взгляд, это странный законопроект, так как:

1) РКН ещё с 1 января 2021 года ведёт электронный реестр лицензий по ФФЗ от 27 декабря 2019 г. № 478-ФЗ. В частности, в соответствии с ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (который распространяется на лицензии связи), в случае принятия лицензирующим органом решения о предоставлении/продлении/прекращении/приостановлении/переоформлени лицензии запись об этом вносится в день принятия такого решения в электронный реестр лицензий, который лицензирующий орган (РКН) ведёт на своём сайте (https://rkn.gov.ru/communication/register/license/) .

2) В соответствии с законопроектом, нельзя без согласия пользователей РЧ получить информацию о конкретных радиочастотах, целях и условиях использования конкретных РЭС. Зачем тогда вообще реестр частот нужен? Главное, что надо другими пользователям, прежде чем «пойти дорогими частотами» (стоимость бумажной подготовки и согласования в ГРЧЦ самой простой заявки стоит от 200 ыс рублей) - это информация о занятых частотах.

Если законопроект примут, в чем я уверен, то в соответствии с новой редакцией ст. 37 ФЗ «О связи» с 1 марта 2023 г., при выявлении нарушений СОРМ, РКН приостанавливает на три месяца действие лицензии. Если оператор в течение 3 месяцев не исправится - РКН аннулирует лицензию!

В соответствии с текущей версией ст. 37 ФЗ «О связи», РКН имел право (но не был обязан) приостановить лицензию при нарушениях безопасности РФ. Однако под проблемы с реализацией СОРМ этот пункт не подпадал. В этом случае должно быть причинение ущерба. Сейчас за нереализацию СОРМ ч.4 ст.14.1 КоАП РФ предусматривается штраф от 100 тыс рублей до 200 тыс рублей, а при первом нарушении - 50 тыс рублей.

*В соответствии со ст. 37 ФЗ «О связи»:

2. Лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии в случае:

- выявления нарушений, которые могут повлечь за собой причинение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью человека, а также обеспечению нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка;

- аннулирования разрешения государственной комиссии по радиочастотам на использование лицензиатом радиочастот, если такое аннулирование приводит к невозможности оказания услуг связи;

- невыполнения лицензиатом в установленный срок предписания лицензирующего органа, которое обязывало устранить выявленное нарушение, в том числе предписания, которое было выдано при вынесении предупреждения о приостановлении действия лицензии.)

Надеюсь, что операторы связи в частном порядке, ассоциации операторов, крупные телеком-компании и независимые антикоррупционные эксперты при Минюсте РФ будут писать замечания и отрицательные отзывы на новые законопроекты. Даже несмотря на наличие политической воли у ФСБ, процесс их принятия, вероятно, закончится только к концу 2022 года. Призываю игроков рынка действовать прямо сейчас. 


*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий