Несмотря на то, что именно благоустройство для местных властей — самая нужная и дорогостоящая задача, мы продолжаем слышать аргументы против применения умных решений, мол, нет финансирования, нормативно-правовых актов, ответственных, не хватает ИТ-персонала. Эти сомнения понятны, их мы относительно легко преодолеваем. Пилот для оценки эффективности ИИ-комплекса проводим бесплатно, а после наши ИИ-системы начинают автоматически, быстро, точно и законно пополнять бюджет штрафами за нарушения. Да, для этого часто нужно дополнить местные регламенты. Например, в Московской области и Башкортостане специально внесли поправки в местные КоАП и Правила благоустройства, чтобы узаконить автоматизированный мониторинг.
Полномочия административно-хозяйственных служб сильно разнятся. Но их задачи повсюду одинаковы, и ответственные исполнители обязательно есть. А их неуверенность в своей ИТ-квалификации мгновенной исчезает в работе с интуитивно понятным интерфейсом. Управлять ИИ-комплексами Softlogic не сложнее, чем пользоваться смартфоном. Но есть у регионов самый веский аргумент против ИИ — уже работающая система сбора заявок. В крупных городах это целые цифровые платформы. В них вложено много средств, к ним прикручены оргпроцессы, идет массовая агитация граждан. Подобные платформы, по сути, являются допотопными книгами жалоб — только с интернет-приемной, мобильным приложением фотофиксации, викторинами и бонусами. Чтобы граждане активнее подключались, создают дорогую обвязку — целую экосистему. Ее развитие требует еще больше бюджетных денег: на перепроверку жалоб, повышения юзабилити. При том, что подход предельно субъективен и полностью построен на недовольстве. В систему буквально встроен негатив. Он регулярно и разгоняет волны возмущений в районных телеграм-каналах, домовых чатах.
В администрациях — и того хлеще. У зама по благоустройству проходят регулярные собрания начальников всех служб. Фото из жалоб выгружают на большой экран, на них видны ямы, граффити, мусор. Начинают спрашивать с ответственных: дорожников, строителей, энергетиков. Те отвечают только то, чего от них ждут: «Все сделано, а фото — вчерашние». Иначе не поймут.
Вся эта организационная махина существует для того, чтобы «построить» виноватых, попенять и сделать оргвыводы.
Граждане всего этого не видят. Им нужны позитивные новости. Но выходит, что именно такой вот народный контроль — важнейший инструмент управления на местах. А за окнами продолжает копиться мусор, возникают граффити и ямы. Начинай сначала!
Мы отчетливо видим, что главный тормоз внедрения ИИ в регионах — боязнь точности и объективности ИИ-систем, страх потери управляемого (на самом деле — манипулируемого) человеческого фактора в оценке состояния хозяйства и в принятии решений. Наш подход принципиально отличен от интернет-жалобщика — дорогой и де-факто аналоговой системы. В его основу положено использование профессиональных нейросетей идентификации и аналитики с городских систем видеонаблюдения и автономных мобильных ИИ-комплексов. Наш машинный мозг исключает неточность оценки, любой негатив и человеческий фактор от начала поиска недостатков до их устранения.
В огромной области и большом городе какое-то количество выбоин, стертой дорожной разметки, мусора неизбежно. Но устранить всего лишь одно небрежение — значит предотвратить эффект разбитых окон: когда даже одно мелкое нарушение, остающееся без внимания, множится многократно, а затем — лавинообразно. Одна брошенная на обочину банка превращается в стихийную свалку. То же самое с вандальными граффити: их нужно быстро убирать. За неделю автомобиль с умным комплексом проезжает больше 1 тыс. км. За месяц — более 4 тыс. То есть среднему российскому региону достаточно внедрить 1–2 машины, чтобы полностью расстаться с рутиной и расточительством.
С подключением инструментов ИИ-мониторинга/аналитики качества благоустройства российский город собирает в виде штрафов за грубые нарушения в среднем 5 млн рублей ежемесячно.
В крупных городах фиксируют большие суммы. Например, Главное управление содержания территорий Московской области в 2023 году при помощи наших автономных комплексов нейросетевого наблюдения собирало ежемесячно в среднем по 14,5 млн рублей.
Мы видим, что активнее всего наши комплексы внедряют администрации, во главе которых стоят люди новой формации, понимающие выгоды автоматизации, те же руководители цифровой трансформации (РТЦ). Это четко видно по регионам, где полезный ИИ уже внедряют — Санкт-Петербург, Уфа, Тула, Московская область, и другие. К счастью, Правительство РФ усиливает мотивацию новыми программами, грантами на ИИ-системы, рейтингами, KPI, IQ умных городов. Умные системы видят и показывают, что и как в хозяйстве есть на самом деле. Умные администрации, наблюдая прогресс, понимают, что бояться нечего. Нужно радоваться. Не требуются новые траты бюджета. С партхозактивом и аппаратными играми покончено. Не секрет, что информацию для показа начальству, как правило, фильтруют — чтобы все выглядело красиво. С контролем ИИ-комплексами огрехи благоустройства стремятся к нулю. Наблюдать за этим — одно удовольствие.