img
img15 мая 2025 в 14:43

Увидим в следующих сериях…

В конце апреля в информационном поле появилась примечательная для медиарынка новость, которая прошла стороной на фоне продолжительных майских праздников. Речь о новом витке в истории с прокатными удостоверениями для онлайн-кинотеатров. Эпопея, в которой участвует рынок, депутаты и регулятор, длится уже полгода и, кажется, сходит на нет.

В конце апреля в информационном поле появилась примечательная для медиарынка новость, которая прошла стороной на фоне продолжительных майских праздников. Речь о новом витке в истории с прокатными удостоверениями для онлайн-кинотеатров. Эпопея, в которой участвует рынок, депутаты и регулятор, длится уже полгода и, кажется, сходит на нет.

Немного освежим память: 11 декабря прошлого года РБК со ссылкой на собственные источники сообщил, что депутаты Госдумы подготовили законопроект о запрете показа онлайн-кинотеатрами фильмов без прокатного удостоверения, которое выдаётся Минкультом. На следующий день законопроект под номером 795587-8 появился в системе обеспечения законодательной деятельности.

Суть инициативы заключается в том, что онлайн-кинотеатры, подобно обычным кинотеатрам, будут обязаны получать прокатное удостоверение для показа проекта. При этом разрешительный документ нужно будет получать не на тайтл, а на конкретную единицу проекта. В мыслях законодателей всё выглядит логично и здраво. Мол, не важно где демонстрируется фильм — в зале кинотеатра или в Сети, к нему должны применяться единые стандарты оценки доступа к прокату. Однако загвоздка в том, что онлайн-кинотеатры располагают тысячами единиц проекта, которые потребуют получения удостоверения, а значит расходов, траты времени на бюрократию, новую нагрузку и так далее.

В феврале 2025 года инициативу раскритиковали в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП). Там обратили внимание, что общие расходы и издержки дистрибьюторов контента могут составить 1,6 млрд рублей. А в конце апреля медиарынок услышал консолидированную позицию онлайн-кинотеатров. По данным Forbes, площадки пытаются вывести свои библиотеки из-под действия нового законопроекта о прокатных удостоверениях. Бизнес видит компромисс в том, чтобы обязанность получать согласие Минкультуры только в отношении новых релизов. Это как раз-таки освободило бы площадки от тех самых миллиардных издержек. По информации издания сейчас крупные онлайн-кинотеатры занимаются доработкой законопроекта.

Однако особенно примечательным кажется то, что библиотеки стримингов могут значительно обеднеть из-за подобных регуляторных новшеств. При чём это признают сами авторы законопроекта. По словам депутата Андрея Свинцова государство должно внимательно выслушать отрасль и «не наломать дрова». При этом сам парламентарий отмечает, что у него «готового решения нет», а «в глубоком и всеобъемлющем» формате в Госдуме данный законопроект не обсуждали. При этом ранее Свинцов в комментарии «Бизнес FM» назвал панику вокруг законопроекта «беспочвенной».

Примечательным кажется и тот факт, что законопроект создавался в то время, когда руководителем профильного комитета Госдумы был Александр Хинштейн. На фоне смены председателя в Госдуме заявляли, что пока рано говорить о скорости движения инициативы по «прокаткам».

Из системы обеспечения законодательной деятельности указано, что законопроект был включён в примерную программу на март 2025 года, однако тогда никаких движений по инициативе не было. Сам законопроект находится лишь на стадии предварительного рассмотрения. В феврале свои заключения на него оставили Правовое управление ГД и комитет по защите семьи как соисполнитель. По информации СМИ, сейчас ожидается обратная связь от правительства. Однако данный отзыв пока так и не готов из-за разногласий между Минкультуры и Минцифры. Кстати, в планах Госдумы на май рассмотрение законопроекта также нет.

Увидит ли история с «прокатками» продолжение или так и заглохнет, а онлайн-кинотеатры смогут спокойно выдохнуть? Увидим в следующих сериях…

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий