img15 апреля 2024 в 12:55

Витрина русского монополизма

На неделе стало известно, что в концепцию развития ТВ-вещания до 2035 года проталкивают новую схему распространения телеканалов в интернете — через единое приложение «Витрины ТВ» с таргетированной рекламой и дополнительными сервисами. Создается впечаление, что авторы документа (крупные медиахолдинги) собрались перекроить рынок. Для других игроков новая концепция стала сюрпризом: о ней стало известно из СМИ.

На неделе стало известно, что в концепцию развития ТВ-вещания до 2035 года проталкивают новую схему распространения телеканалов в интернете — через единое приложение «Витрины ТВ» с таргетированной рекламой и дополнительными сервисами. Создается впечаление, что авторы документа (крупные медиахолдинги) собрались перекроить рынок. Для других игроков новая концепция стала сюрпризом: о ней стало известно из СМИ.

Единого поставщика контента телеканалов в интернете — ООО «Витрина ТВ» — хотят назначить теперь еще и единым приложением для мобильных платформ и смарт-ТВ с обязательной предустановкой. Операторов хотят обязать не тарифицировать мобильный трафик сервиса, организовав на платформе онлайн-стриминг телеканалов, отложенный просмотр, видео по запросу, пакетные подписки и прочее. ТВ-трансляции в общем доступе и на видеохостингах ограничат. Как именно — из презентации неясно. Тематические каналы, не входящие в мультиплексы, авторы концепции хотят продавать операторам платного ТВ пакетом.

Цель у этой инициативы, как всегда, благая. С уходом западных мейджоров и их контента у отечественных производителей высвободились бюджеты для создания собственного. А значит, нужно повышать стоимость ТВ-продукта.

Предлагается создание единого единого дистрибьютора тематических каналов, единого сервиса отложенного просмотра с рекламным/платным доступом. Отдадут ли все это именно «Витрине ТВ», неясно. С другой стороны, а кому ж еще?

Де-факто мы видим попытку создать монопольную, на гране мошенничества, схему, которая включает также единую платформу продажи таргетированной рекламы и видео по запросу, а также стимулирование выпуска ТВ-приставок для нее. Последнее, правда, не точно.

Подобные антирыночные концепции авторы обязаны обсуждать открыто, в том числе со смежными индустриями. Уверен, ФАС положит глаз на этот документ, и явный картельный сговор не пройдет.

«Витрину ТВ» ругают за то, что платформа представляет собой узкое горлышко интернет-трансляций, уязвимое для хакерских атак, в основу которого положены иностранные технологии. На рынке не забыли безобразный инцидент ноября 2023 года, когда «Витрина ТВ» объявила тендер на закупку программных решений для защиты видеоконтента (Digital Rights Management, DRM). По условиям, в тендере могли участвовать только зарубежные DRM (Apple FairPlay, Huawei WisePlay, Google Widevine, Microsoft PlayReady). При том что на рынке и, в частности, в реестре отечественного ПО есть местные конкурентные продукты. Проведя переговоры со всеми отечественными разработчиками, «Витрина ТВ» пренебрегла их продуктами, даже в качестве дополнительного средства DRM — для гарантии надежности.

Еще на заре проекта эксперты предупреждали, что «Витрина ТВ» не станет цельной, а главное — полностью безопасной платформой. Замглавы ИТ-комитета Госдумы Антон Горелкин обращал внимание на вопиющий саботаж импортозамещения в телевидении. Депутат заявлял, что целью хакерских атак могут стать системы CAS и DRM, используемые крупнейшими операторами, онлайн-кинотеатрами и самой «Витриной ТВ».

В АРПП «Отечественный софт» подчеркивали: в РФ есть собственные системы, позволяющие обеспечить криптозащитой все типы ТВ-сигнала, сохранив в стране средства, вбухиваемые вещателями в опасные западные разработки. За использование иностранных систем CAS и DRM крупнейшие вещатели совокупно перечисляют иностранным вендорам до 50 млн $ ежегодно.

Мало того — недавно появилась новость о том, что «МТС», «НТВ-Плюс» и «Телекарта» отказались от использования российской системы доступа Drecrypt, используемой конкурирующим оператором непосредственного спутникового вещания.

В мире есть примеры того, как критически важное ПО было выпущено конкурентом для конкурентов. У нас же созданием отечественной системы условного доступа пришлось заняться госпредприятию без соответствующего опыта разработки (ФГУП «Космическая связь») за немалые бюджетные деньги, выброшенные на бессмысленное дублирование отечественного продукта. Будто с новыми вещательными спутниками у нас в стране все нормально, а денег завались. Как говорится, зла не хватает!

 

Справка «Телеспутника»

По сведениям «Контур.Фокус», ООО «Витрина ТВ» образовано в сентябре 2017 года. Среди учредителей организации: АО «Газпром-Медиа Холдинг», АО «Библиотека Прав Первого Канала», АО «ТРК-1» и АО «Национальная Медиа Группа». На конец 2021 года (более свежие данные отсутствуют) выручка предприятия составила 211,2 млн рублей, чистый убыток — 1,9 млн рублей.

 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий