Как следует из пояснительной записки законопроектом предусматривается, что продавец (исполнитель), который взаимодействует (дает доступ к контенту и т.д.) с потребителем на основании абонентского договора за периодические платежи, обязан за сутки до очередного платежа направить потребителю уведомление о предстоящем списании. Такое уведомление должно содержать дату списания платежа, информацию о том, как прекратить подписку, а также ссылку, где можно отказаться от подписки. В случае списания денежных средств без уведомления потребителя, продавец (исполнитель) обязан будет их вернуть потребителю.
Также говорится, что вне зависимости от даты отказа потребителя от подписки она действует до следующего периодического платежа, за исключением случая, когда отсутствует надлежащее и своевременное уведомление потребителя. Таким образом, если потребитель заплатил за годовую подписку и отказался от нее по истечении 6 месяцев, она продолжает действовать до конца годового периода, при этом ранее уплаченные потребителем средства не возвращаются, за исключением случаев некачественной работы подписки,
Для исключения злоупотреблений со стороны онлайн-продавцов, которые списывают деньги с банковских карт, ранее указанных в качестве платежного средства, а затем удаленных, предусматривается, что продавец не может списать средства с карты потребителя, которая ранее была удалена с площадки до момента приобретения товара (работы, услуги).
Сейчас документ не предусматривает административной ответственности за нарушение вышеуказанных норм. При этом такую административную ответственность, в том числе меры административных наказаний, предлагается определить позднее по итогам мониторинга исполнения новых норм.
Предполагается, что эти нормы вступят в силу с 1 марта 2024 года, чтобы владельцы сервисов могли адаптироваться к новым требованиям.
Авторы законопроекта указывают, что в Российской Федерации каждый четвертый потребитель использует платные цифровые подписки. При этом в 20 % случаев потребители не получают от сервисов соответствующих уведомлений, такие компании при этом ссылаются на отсутствие такой обязанности.
Ранее «Телеспутник» писал, что количество часов оригинального контента российских видеосервисов выросло за год на треть.