img
img12 декабря 2024 в 11:14

Медиаотрасль призывает к прозрачности и чёткости формулирования законодательных норм

Участники медиаотрасли столкнулись с непониманием юридического трактования норм по «запретительным» законам. Если трактовка критериев нарушения пропаганды ЛГБТ более-менее описана, то, к примеру, при необходимости проверки контента на запрет пропаганды чайлдфри медиаюристы разводят руками.

Участники медиаотрасли столкнулись с непониманием юридического трактования норм по «запретительным» законам. Если трактовка критериев нарушения пропаганды ЛГБТ более-менее описана, то, к примеру, при необходимости проверки контента на запрет пропаганды чайлдфри медиаюристы разводят руками.

Об этом говорили участники «Пирингового форума 2024». В ноябре 2024 года президент РФ Владимир Путин подписал законы о запрете пропаганды чайлдфри. Документы вносят поправки в статью 6.21 КоАП РФ и еще шесть федеральных законов. В пакет поправок вошли два закона. Первый запрещает «пропаганду чайлдфри» в СМИ, интернете, рекламе, кино, а второй устанавливает штрафы за нарушение закона. Административное наказание не грозит за распространение информации о монашестве и соблюдении обета безбрачия.

Участники рынка отмечают размытость и неопределенность критериев возможных нарушений, особенно по этому закону. Генеральный директор Ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин поясняет, что когда критерии нарушения размыты, и квалификация запрещенности того или иного материала относится к неизвестному сотруднику Роскомнадзора (РКН), риски бизнеса очень большие.

«Впервые за 30 лет практики я говорю корпоративным юристам, что я не знаю как поступить. Какие-то рекомендации постараюсь дать, но не потому, что я хочу сказать, что это надежный ход, а по двум другим причинам. Во-первых, потому что обязаны исполнять закон, во-вторых, потому что ничего лучшего мне сказать нечего», – говорит управляющий партнер Коллегии медиа-юристов Федор Кравченко.

«Наш законодатель создает все больше возможностей для просторов толковать что-то в плане контента. И закон о запрете пропаганды чайлдфри стал самым ярким примером. Запрет на ЛГБТ был конструктивно сформулирован в контексте N 809 Указа Президента России («Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», – прим. редакции), утвержденного в 2022 году. Запрет наркопропаганды уже позволял трактовки. В случае запрета на чайлдфри, он сформулирован таким образом, что во все возможные информационные и медийные законы вносится норма о запрете пропаганды отказа от деторождения. Что такое «отказ от деторождения» не толкуется. Что такое конкретно «пропаганда отказа от деторождения» тоже не толкуется. При этом вводится ответственность в КоАП. Это редкий случай, когда разъяснение материальной нормы происходит внутри санкции. То есть, что такое «пропаганда чайлдфри» объясняет статья КоАП, которая назначает штраф, и то очень широкими масками», поясняет руководитель направления по управлению рисками и GR «СберИнтертеймент» Кирилл Берневега.

Федор Кравченко даже выдвинул утопичную идею по работе с «запретительным» контентом: «Чтобы я попробовал сделать, если бы работал в медиахолдинге, взял бы наш каталог контента и по каждому пункту попытался приложить информацию. Например, по этим позициям есть прокатное удостоверение Минкульта, по этим – есть оценки возрастной категории, по этим – что там вообще не обсуждаются спорные темы. Затем попробовал направить запросы всем заинтересованным в порядке обращения, например в РКН, Минкульт. Вот наш каталог, мы пришли к выводу, что он соответствует требованиям закона. Если у вас сейчас есть какие-то возражения, готовы исправить. Я просто не вижу никакого способа бороться, поэтому предлагаю бессмысленные телодвижения. Но хотя бы можно сказать, что мы сделали все от нас зависящее, чтобы избежать правонарушений».

«Можно просто прислать сначала требование устранить нарушение в случае его обнаружения. И если компания в отмеченный срок не устранила нарушение, то уже тогда наказывать по всей строгости закона. Работать по сценарию «удали то не знаю что» сложно», считает Алексей Бырдин.

«На нашем медиарынке обращаются десятки тысяч тайтлов, это десятки тысяч часов видео. Сначала был принят закон о запрете ряда соцсетей, распространители контента взяли все каталоги и пересмотрели, отредактировали, потратили на это средства и ресурсы. Прошло полгода – возник закон о запрете ЛГБТ-пропаганды, тот же каталог смотрим еще раз и так далее. Мы создали продукт на базе ИИ, позволяющий в автоматическом режиме размечать и отсматривать контент на предмет соответствия действующим нормам. Но в виду неопределенности критериев для ЛГБТ-пропаганды мы не смогли решить эту проблему на 100% без участия человека, после ИИ все равно требуется вмешательство человека для финального отсмотра», говорит генеральный директор компании «Синтерра Медиа» Григорий Урьев.

По мнению участников рынка, индустрии нужно готовиться к непредсказуемым законопроектам.

«Эти «запретительные» законы приняты для того, чтобы все медиакомпании понимали, что тебя могут в любой момент оштрафовать или приостановить деятельность. Нужно пересматривать все риски, необходимо понять, что делать в ближайшие пять лет, как управлять своими правовыми рисками, без учета того, что юрист может вас защитить», – уверен Федор Кравченко.

Стратегия как планирование

Представители индустрии поддерживают медиаюриста: отрасли нужна стратегия, которая даст медиарынку направление векторов развития. И разрабатываемая с декабря прошлого года «Концепция развития телерадиовещания в России на 2024-2035 годы» в партнерстве с «Медиа-Коммуникационным Союзом» (МКС) и ведущими медиахолдингами эту задачу не решит. «Есть стратегия отрасли связи, она состоялась потому, что у нее есть бенефициар – это государство. У меня есть абсолютная уверенность, что как только на уровне государства будет задан вектор для стратегии, она может быть создана в достаточно сжатые сроки», – уверен Григорий Урьев.

Заместитель директора по работе с органами государственной власти компании «Триколор» Валерия Сергиенко дополняет, что такого рода стратегический документ необходимо разрабатывать совместно со смежными отраслями, а к обсуждению пригласить разработчиков программного обеспечения, телеком-оборудования, рекламную индустрию, экспертов из ведущих ассоциаций.

По мнению Алексея Бырдина, возлагая на документы стратегического планирования надежды, государство тем самым лишается технологических вбросов.

«Потому что ни введению сбора за интернет-рекламу, ни повышению сбора за универсальные услуги связи (УУС) ничего не предвещало. Если воспринимать такую стратегию как некую охранную грамоту на пять-шесть лет, то государство само себе свяжет руки, а оно этого делать не хочет», настаивает он.

Требование – импортозамещать

Участники форума подняли и наболевший вопрос по импортозамещению. «Технологический цикл производства микроэлектроники дольше, чем у создания конечных устройств и решений. До 2030 года не возможно полностью заместиться в области микроэлектроники. В 2035-2040 годах могут быть реальные истории», – считает генеральный директор компании «Эффорт Телеком» Алексей Тарасов.

Как отметил директор по развитию компании SofiNet Олег Савин, развитию отечественного рынка оборудования и ПО мешает параллельный импорт. «Мы два года бегаем по рынку и предлагаем отечественные решения. Нам чаще отказывают со словами, что все еще существует параллельный импорт, и этого пока достаточно. Но когда возникает необходимость перехода на отечественные решения, чаще всего тот же самый заказчик, который вчера покупал параллельный импорт, спрашивает нас, почему мы не развиваемся. Мы как производители не можем развиваться, если заказчик продолжает продлевать западное оборудование. Откуда мы возьмем ресурсы на развитие? Без синергии заказчика, государства и производителей достижение западных форматов не возможно».

«Многие видят выход из ситуации в параллельном импорте, но это лишь временная мера. Чтобы стать по-настоящему независимыми от зарубежных производителей, России необходимо развивать собственные технологии. Единственный путь – создание единого технологического медиапространства путем объединения российских производителей оборудования, разработчиков ПО и их заказчиков через запрет на ряд решений в медиа инфраструктуре», соглашается Григорий Урьев.

Ландшафт антироссийских киберугроз

По словам архитектора решений по информационной безопасности компании Positive Technologies Михаила Кадер, по предварительным итогам 2024 года Россия заняла первое место по количеству продаваемых российских данных граждан и организаций в даркнете. Более 50% атак направлены на инфраструктуру КИИ, при этом хакеров готовят и координируют для проведения целенаправленных атак, отметил вице-президент по развитию и обеспечению информационной безопасности компании «Ростелеком» Алексей Чугунов. 

Согласно данным «Ростелекома», 70% инцидентов совершены проукраинскими группировками. Больше всего злоумышленников интересует госсектор (36%) и промышленность (17%). ИТ-сектор, облачные провайдеры и телеком занимают по 6%. Главной целью атакующих являются кибершпионаж, в 54% случаев использующийся для других атак. Второе место среди целей занимает финансовая выгода (майнинг криптовалют, вымогательство), на третьем месте – уничтожение данных.

Атакующие продолжают искать уязвимости в устаревших данных. К примеру, 15% инцидентов в «Ростелекоме» и дочерних компаниях связаны с атаками на устаревшие сегменты связи, сказал Михаил Кадер. В NGENIX на облачную инфраструктуру за 2024 год было совершено около 40 тыс. атак, поделился генеральный директор компании Константин Чумаченко.

Ранее мы писали о том, что в ноябре Госдума при единстве голосов во втором и третьем чтениях приняла закон о внесении поправок, направленных на запрет пропаганды бездетности, разговоры о котором велись уже давно. 20 ноября законы о запрете пропагандировать идеологию чайлдфри и о штрафах за его нарушение одобрил Совет Федерации. «Телеспутник» выяснил, как избежать штрафов телеканалам и онлайн-кинотеатрам.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий