«Мы хотим принять закон, по которому вся информация будет храниться на носителях. Правда, она должна дублироваться, чтобы не было рисков потерь. Не надо будет в огромных количествах закупать бумагу. Это огромная экономия, снижение издержек», – сообщил глава комитета нижней палаты по финансовому рынку Анатолий Аксаков в беседе с газетой «Известия».
По его оценке, переход на электронные носители позволит банкам ежегодно экономить миллиарды долларов. В Банке России сообщили изданию, что электронный документооборот, на который благодаря новому закону смогут перейти банки, позволит сократить издержки на хранение и обработку бумажных документов.
В законодательстве нет требований к тому, чтобы договор клиента с кредитной организацией заключался на бумаге ― он может быть на любом носителе, заявляют эксперты. Но главная сложность перехода на безбумажную технологию заключаются в том, что банки в отличие от других контрагентов должны на 100% идентифицировать клиентов.
Как правило финорганизации заключают первый договор с клиентом при личном посещении офиса на бумаге, тогда же гражданин создает свою электронную подпись, с помощью которой затем подтверждает онлайн-операции. При этом ранее заключенные договоры по-прежнему должны храниться на бумажных носителях. Сейчас возможность полностью дистанционно стать клиентом кредитной организации, в которой человек ранее не обслуживался, уже есть ― для этого нужно один раз сдать слепки лица и голоса в единую биометрическую систему. Однако на данный момент в ней зарегистрировано менее 200 тыс. россиян.
В крупнейших кредитных организациях рассказали «Известиям», что уже на протяжении нескольких лет заключают часть новых договоров на безбумажных носителях.
Внедрение безбумажных технологий позволит упростить повседневную деятельность кредитных организаций, сделать их услуги более простыми и доступными для клиентов.
Главный риск перехода к полностью электронному взаимодействию с клиентами ― появление пространства для мошенников, считают опрошенные эксперты. Они могут пользоваться пожилыми группами населения и за счет современных технологий проворачивать незаконные дела. Дистанционно невозможно установить, украл ли кто-то электронную подпись и пытается ли заключить договор мошенник. Эксперты уверены, что сложности идентификации клиента и его действительной воли на заключение договора будут возникать постоянно.
Ранее сообщалось, что «Тинькофф банк» тестирует новую технологию по борьбе с мошенничеством, которая заключается в выявлении нетипичного взаимодействия клиента со своим смартфоном. В случае выявления подозрительной активности банк может заблокировать операцию в мобильном приложении.