Как пишет «КоммерсантЪ», в июле Минцифры опубликовало требования по составу и объему сведений, которые обязаны будут предоставлять отечественные интернет-ресурсы. Так, в единый измеритель рунета должна поступать информация об идентификаторе пользователя вместе данными о его оборудования; информация о любом посещении сайта с указанием времени и региона; IP-адрес пользователя, а также сведения о контенте, который был просмотрен.
Эксперты отраслевых ассоциаций считают перечисленные сведения избыточными, поскольку основная цель закона – это подсчет аудитории. При этом далеко не все интернет-ресурсы сами обладают столь подробными сведениями, а значит, не имеют возможности их предоставить.
Как говорится в отзыве Ассоциации больших данных, геолокационные данные попадают под тайну связи, а требования передавать измерителю идентификатор пользователей увеличивает риск определения личности человека. Таким образом, информация, которую требуется передавать в единый измеритель аудитории, не только раскрывает общие показатели по посещаемости, но позволяет выделить информацию о конкретном пользователе из общего массива данных, что не совсем соотносится с заявленными целями закона «о едином измерителе рунета», считают в РАЭК.
Кроме того, если единый измеритель необходим для достоверности и полноты данных при размещении рекламы, то под действие закона не должна попадать аудитория сайтов, где реклама не размещается. Сведения о просматриваемом контенте в онлайн-кинотеатрах и вовсе составляют коммерческую тайну, а закон фактически предлагает ее раскрыть, подчеркивают эксперты ассоциации «Интернет-видео».
Один из источников «Коммерсанта» утверждает, что в Минцифры уже состоялось совещание с участниками рынка и по итогам «были внесены существенные правки». В частности, было принято решение исключить из перечня данные об аудитории, пользующейся телеприставками конкретных операторов связи, отказаться от расширения передаваемых данных в случае отсутствия отдельных позиций, оговорив предоставление «при наличии».