img
img15 июля 2025 в 17:52

Счётная палата оценила эффективность госинвестиций в телеком-услуги

Счётная палата проверила эффективность бюджетных расходов на оказание населению универсальных услуг связи в части доступа к интернету и сотовой связи. Проверка показала, что средства федерального бюджета, направленные на эти цели в 2021-2023 годах, расходовались недостаточно эффективно, в том числе не соблюдались основные принципы оказания универсальных услуг связи, установленные Законом о связи.

Счётная палата проверила эффективность бюджетных расходов на оказание населению универсальных услуг связи в части доступа к интернету и сотовой связи. Проверка показала, что средства федерального бюджета, направленные на эти цели в 2021-2023 годах, расходовались недостаточно эффективно, в том числе не соблюдались основные принципы оказания универсальных услуг связи, установленные Законом о связи.

В ходе проверки было установлено, что основными причинами нарушений стали некачественное планирование мероприятий, недостаточный контроль за ходом их реализации со стороны Минцифры и ненадлежащее выполнение Ростелекомом своих обязательств по договору - сообщается на сайте Счётной палаты РФ.

Часть услуг были оказаны несвоевременно, при этом Минцифры не были приняты меры ответственности к Ростелекому.

«Оператором универсального обслуживания на всей территории России является Ростелеком, с которым у Минцифры заключен договор на оказание универсальных услуг связи. В соответствии с Законом о связи эти услуги должны были предоставляться жителям населенных пунктов численностью от 100 до 500 человек, в которых отсутствуют иные источники связи. Однако проверка показала, что на момент начала оказания услуг в 154 населенных пунктах число жителей не соответствовало установленному диапазону, а в 496 поселениях – аналогичные услуги связи уже предоставлялись другими операторами. Таким образом, средства федерального бюджета на сумму около 3 млрд рублей использованы с нарушением принципов, установленных законодательством» - высказался аудитор Счётной палаты Данил Шилков.

Проверка показала и низкую востребованность у населения точек доступа Wi‑Fi. в 1056 населенных пунктах отмечено нулевое или около нулевое значение потребления трафика и малое количество активных пользователей. Основные причины низкой востребованности – наличие сотовой связи в 96 % населенных пунктов. В некоторых населенных пунктах точки доступа не работали в течение длительного времени ‑ от одного до восьми месяцев.

Качественная сотовая связь обеспечена в 99,7 % населенных пунктах. Исключение составляют отдаленные населенные пункты, где услуги предоставляются через спутниковые каналы, однако скорость передачи данных там часто не превышает 2 Мбит/с.

Кроме того, Счётная палата направила Минцифры ряд рекомендаций, направленных на повышение эффективности мероприятий по устранению цифрового неравенства:

  • нормативно закрепить порядок определения перечня населенных пунктов, в которых должны оказываться универсальные услуги связи;
  • определить критерии отключения невостребованных точек доступа Wi-Fi и отключить точки, соответствующие таким критериям, что приведет к сокращению расходов на эксплуатацию;
  • внести изменения в условия договора с Ростелекомом, направленные на усиление контроля со стороны Минцифры.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий