Как сообщает «Российская газета» со ссылкой на письмо председателя комитета Госдумы по защите конкуренции Валерия Гартунга (направлено 31 мая 2023 г. на имя главы комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павла Крашенинникова, – прим.ред.), в документе депутат предлагает внести изменения в уже принятый в первом чтении законопроект.
«Отсутствие официальных разъяснений по большинству вопросов, несовершенство системы учета интернет-рекламы создают правовую неопределенность для участников рынка при применении закона. С учетом поступивших предложений от участников рынка, такая дата должна быть установлена не ранее 1 января 2024 г.», — цитирует издание текст письма.
Отмечается, что сведения, которые нужно вносить в ЕРИР, «очень объемные». Детали, включая структуру и полноту требований, должны прописываться подзаконными актами, которых пока нет. При этом штрафы за неисполнение требований закона должны вводится. Но требования закона должны быть понятны рынку, а потому необходимо обозначить их однозначную трактовку, и они должны быть исполнимы.
Кроме того, издание сообщило, что 30 мая на площадке Общественной палаты РФ (ОП РФ) прошли слушания, на которых обсуждался законопроект. В Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) отметили, что малое количество участников рынка способны самостоятельно разобраться в работе ЕРИР и организовать взаимодействие с реестром. Отмечаются также несоразмерные возможности малого бизнеса и возможной общественной опасности нарушения требований, предлагаемых законопроектом.
Издание напоминает, что согласно принятым в первом чтении поправкам, предусмотрены штрафы до 100 тыс. руб. для граждан, до 200 тыс. руб. для должностных лиц и до 500 тыс. руб. для юрлиц, для операторов рекламных данных — до 700 тыс. руб. Однако такого формата административного наказания, как «предупреждение» не существует. Еще одна зона риска, по мнению РАЭК — объем данных, который передается в ЕРИР. В ассоциации сообщили, что в 2022 г. в реестр было передано более 15 млрд. креативов цифровой рекламы.
Сообщается также, что в Роскомнадзоре не поддержали инициативу депутатов. В ведомстве отметили, что с сентября 2022 г. рекламодатели внесли в ЕРИР информацию о размещении рекламы в сети на сумму 250 млрд руб., рекламные агентства — о получении 218 млрд руб., а рекламораспространителями, владельцами, развивающими популярные ресурсы, внесено в систему учета рекламы получение 58 млрд руб.
В ведомстве считают, что принятый в первом чтении законопроект фиксирует меры административной ответственности и направлен на создание условий для прозрачного выполнения всеми участниками рынка обязательств по учету рекламных кампаний в ЕРИР. А предусматриваемые законом штрафы соразмерны штрафам за другие нарушения законодательства о рекламе.
Напомним, законопроект, предлагающий штрафовать за отсутствие маркировки рекламы в интернете, был внесен в Госдуму в апреле 2023 г. Одним из авторов инициативы выступил зампредседателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин.
Ранее «Телеспутник» сообщал, что Госдума приняла в первом чтении законопроект об увеличении штрафов для операторов связи за нарушения при установке систем оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ). Депутаты приняли документ без изменений. Он предусматривает распространение механизма оборотных штрафов, наказание для юрлиц составит 2–50 млн рублей и выше.