В заключении комитета (опубликован в базе нижней палаты парламента) поясняется, что данная статья может повлечь за собой снижение защиты персональных данных, рассказал «Коммерсанту» глава комитета Александр Хинштейн. При этом в новой редакции закона «О связи» (поправки вступят в силу 1 июня 2021 года) уже созданы условия для удаленного заключения договоров об оказании услуг связи, добавил он.
Законопроект предполагает поправки к закону «Об экспериментальных правовых режимах (ЭПР) в сфере цифровых инноваций». Он вступил в силу в январе 2021 года и устанавливает особые правовые режимы — так называемые «регуляторные песочницы», в которых можно тестировать инновации, обходя жесткие требования закона: тайну связи, переписки, врачебную тайну и другие.
Поправки выделяют семь проектов, в том числе в сфере медицины, транспорта и связи, для реализации которых режим «цифровой песочницы» начнет действовать. В их число вошли проекты в том числе «Яндекса», МТС, Ассоциации больших данных (АБД).
Кроме того, замечания к документу возникли у комитета Госдумы по транспорту.
Если предложение комитета по информполитике будет учтено, это может негативно отразиться на реализации проекта «Собственное дело», который планирует реализовать АБД в рамках ЭПР, объяснил изданию гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян. «Один из пунктов проекта подразумевает использование геолокации абонентов для поиска оптимальных точек размещения объектов малого бизнеса. Но сведения о геолокации тоже охраняются тайной связи, и таким образом комитет выступает против их передачи. А рабочего механизма обезличивания таких данных пока не существует», — отметил он.
Если норму исключат по требованию комитета, то «никакого эксперимента не будет вообще», категоричен собеседник издания, близкий к одному из участников эксперимента.
Директор по правовым инициативам Фонда развития интернет-инициатив Александра Орехович говорит, что замечание комитета относительно данных абонентов «представляется рациональным». «Желание в рамках “песочниц” снять режим охраны с данных об абонентах и разрешить их свободную передачу требует дополнительных пояснений со стороны регуляторов», — добавила она.
У члена Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Павла Лавренкова другое мнение: «Гражданин, вступающий в договорные отношения с участником экспериментального режима, должен быть письменно уведомлен об участии в эксперименте до заключения договора. Такое информированное согласие предполагает полное понимание им рисков участия в эксперименте», — оппонировал он. К тому же, по словам эксперта, закон об ЭПР содержит иные гарантии соблюдения прав третьих лиц, включая возмещение причиненного ущерба.ж
Ранее Минцифры предложило раскрывать без суда данные о местоположении подключенных к базовым станциям мобильных устройств пользователей.