Абонент станет недоступен для обзвонов?
В апреле текущего года глава Минцифры Максут Шадаев заявлял о планах на законодательном уровне запретить массовые рекламные обзвоны, в августе анонсировал законопроект «запрет спам-звонков», который пообещал внести в Госдуму в сентябре. По мнению главы Минцифры, у россиян выработалось напряженное отношение к любым входящим голосовым звонкам.
По данным Kaspersky Who Calls, который проверяет все входящие вызовы с неизвестных номеров, в первом полугодии 2024 года доля российских пользователей, которые столкнулись с потенциальными злоумышленниками, выросла на 20 процентных пунктов по сравнению с аналогичным периодом 2023 года и составила почти 57 %. Различные спам-звонки получали почти 95 % пользователей. Об этом рассказали «Телеспутнику» в «Лаборатории Касперского».
Спам-звонков действительно много, и их необходимо регулировать новыми мерами, так как у операторов связи сегодня нет законодательных инструментов для блокировки таких звонков, особенно поступающих с других сетей, считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
«Расширение регулирования — не плохая инициатива. Тут, главное, с водой ребенка не выплеснуть, потому что есть вероятность того, что звонки в рамках телемаркетинга, на которые клиент дал согласие, тоже попадут под блокировку. Как показывает практика, принимаемые меры в борьбе со спам-звонками эффективны. Так, с внедрением системы «Антифрод» и подключением к ней операторов связи количество спам-звонков сократилось. Но эта извечная борьба щита и меча, и нужно вести планомерную работу, делать так, чтобы законотворчество успевало за происходящим», — полагает Эльдар Муртазин.
Сейчас какое-либо регулирование и законодательное определение спама отсутствует, поэтому и обсуждается законопроект, пояснил один из представителей «большой четвёрки» российских сотовых операторов.
«Дополнительные меры регулирования позволят предоставить оператору связи необходимые инструменты для борьбы со спам-прозвонами. Кроме того, для защиты интересов абонентов эффективной мерой могли бы быть законодательно прописанные требования к прозвонам. Например, обязанность сообщать оператору связи, на абонентов которого направляются вызовы, информацию о цели звонка, и получать согласие абонента на их получение», — добавили в пресс-службе известного оператора.
Там также отметили, что сегодня в компании есть комплекс услуг, защищающих клиентов от спама. Это встроенная антиспам-система, которая на основе алгоритмов big data распознает спам-звонки по продолжительности, частоте, массовости и реакции на них пользователя. Также есть голосовой ассистент, защищающий абонента от навязчивых звонков. Он может пообщаться со звонящим, если абонент не хочет отвечать на звонок с незнакомого номера, и прислать расшифровку разговора. Среди продуктов защиты от навязчивой рекламы имеется антиспам для звонков, который позволяет абоненту увидеть категорию входящего звонка, в том числе массовые обзвоны, и самостоятельно решать, отвечать на звонок или нет.
Другой же участник «большой четвёрки» отметил, что его умные алгоритмы успешно блокируют подавляющую часть нежелательных вызовов. Те звонки, которые все же доходят до абонента, идентифицирует виртуальный секретарь Ева. При входящем вызове она показывает абоненту на экране телефона предупреждение об источнике звонка: «банк», «интернет-магазин» или «массовый обзвон».
Меньше компания — проще порядок аккредитации
Правительство упростило порядок получения государственной аккредитации для малых технологических компаний, работающих в сфере информационных технологий. Соответствующее постановление отменяет проверку доли дохода от деятельности стартапов в сфере информационных технологий (ИТ), включенных в реестр малых технологических компаний и созданных менее трех лет назад. В правительстве пояснили, что это позволит оказывать поддержку начинающим предприятиям отрасли с минимальным показателем выручки и будет стимулировать их развитие.
Для малых компаний мера полезная, возможно, и несколько запоздавшая, поскольку многие уже приспособились к более строгим критериям, считает исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий Николай Комлев. Он полагает, что в Минцифры просчитали и риски возможного злоупотребления, чтобы компании, не относящиеся к сфере информационных технологий, не попытались воспользоваться данными льготами.
«Число претендентов для включения в реестр малых технологических компаний, вероятно, увеличится. Но сомневаюсь, что доля таких компаний на ИТ-рынке заметно вырастет. Сегодня основной тренд — платформы и экосистемы. А их создают только крупные компании», — подчеркнул директор Николай Комлев.
Упрощение порядка аккредитации, безусловно, большой шаг в поддержку малых ИТ-компаний, и поскольку в большинстве из них нет специалистов, ответственных за решение бюрократических вопросов, снятие административных барьеров откроет им больше возможностей для доступа к мерам поддержки, убежден главный редактор «Рейтинга Рунета» Анатолий Денисов.
«Это особенно актуально в настоящее время, когда в России наблюдается резкое сокращение доступного иностранного программного обеспечения и сервисов. С другой стороны, в условиях растущего спроса на создание качественных отечественных аналогов ИТ-решений ключевым фактором для удовлетворения требований рынка является широкая конкуренция среди компаний. Хотя многие из них не выдержат конкуренции и уйдут с рынка, определенная их часть все же сможет предложить успешные ИТ-продукты. Такие разработки будут иметь потенциал не только на внутреннем, но и на международном рынках», — предположил Анатолий Денисов.
Изменения коснулись только молодых компаний, что, конечно, позитивно, но в целом существующая на данный момент система аккредитации ИТ-компаний вполне комфортна и не забюрократизирована, считает серийный ИТ-предприниматель, венчурный инвестор, основатель ГК ITGLOBAL.COM и «ИТ ПАРК РУС» Дмитрий Гачко.
«Молодые компании, которые формирует наша стартап-студия "ИТ Гараж", как раз попадают под эти условия. Поэтому такая позитивная мера упростит им жизнь. Из важных мер поддержки я бы отметил сохранение текущих условий на относительно понятные сроки. Например, налог с доходов в 5 % с 2025 года, страховые взносы в 7,6 %. Также важна борьба с инсорсинговыми разработками государственных компаний, эффективность которых незначительна, а вред большой, например, аллокация большого числа программистов с высокими зарплатами в заказную разработку», — считает Дмитрий Гачко.
Среди наиболее эффективных мер поддержки для малых технологических компаний в сфере информационных технологий можно выделить, во-первых, снижение налогов на фонд оплаты труда (ФОТ), добавил Анатолий Денисов. Он пояснил, что заработные платы сотрудников составляют значительную часть расходов в ИТ-компаниях, и поскольку кадры являются основным активом, снижение налоговых ставок на ФОТ позволит существенно облегчить финансовую нагрузку.
«Во-вторых, важным условием развития малых ИТ-компаний является также доступ к финансированию, включая венчурные инвестиции и кредиты на выгодных условиях», — считает Денисов.
В ИТ-ассоциациях и Торгово-промышленной палате мы обсуждаем вопрос о необходимости регуляторных мер поддержки малого и среднего ИТ-бизнеса в регионах, рассказал Николай Комлев.
«ИТ-бюджеты сегодня все чаще уходят из регионов на федеральный уровень. Возникает риск потери там кадров, компаний. Хорошо бы государству обратить внимание на эту проблему», — подытожил он.
В Российском фонде развития информационных технологий (РФРИТ) напомнили, что федеральный проект «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» направлен в том числе на создание условий для ускоренного развития малых технологических компаний (МТК), разрабатывающих решения в сфере информационных технологий.
«Поддержка МТК является одной из основных задач для развития отрасли на ближайшее время, в решении которой участвует Российский фонд развития информационных технологий (группа ВЭБ.РФ). Фонд видит в них большой потенциал — представители МТК входят в состав отраслевых организаций, профильных ассоциаций, которые уже доказали, что способны решать важные государственные задачи. РФРИТ совместно с индустриальными центрами компетенций принимает активное участие в обсуждении эффективных инструментов поддержки российских ИТ-решений в рамках реализации особо значимых проектов, то есть, ключевых проектов по разработке и внедрению российских решений в сфере ИТ, реализация которых направлена на импортозамещение и ускоренное развитие отрасли. Решить их возможно только объединяя больших разработчиков и малые технологические компании», — сообщили в РФРИТ.
Добавим, что с 12 сентября 2024 г. фонд ведет прием заявок на участие в отборе получателей грантов на реализацию особо значимых проектов по внедрению российских решений в сфере информационных технологий, направленных на замещение зарубежных аналогов и обеспечения ускоренного развития ИТ-отрасли.
Цифровой рубль: завещай и наследуй
Напомним, 1 августа 2023 года вступил в силу закон о внедрении цифрового рубля. В минувшем августе вступил в силу порядок завещания и наследования прав на него.
В порядке учтены случаи, в которых возникают неопределенные моменты в завещаниях и споры между наследниками, пояснил старший юрист практики разрешения споров юридической компании «ССП-Консалт» Станислав Исаков.
«Если в завещании есть неопределенности, то применяется институт толкования завещания, в соответствии с которым нотариус сопоставляет спорное положение с другими положениями завещания и действительной воли стороны. Если наследники не согласны с нотариусом, то толкование завещания осуществляется в судебном порядке», — уточнил юрист.
Он добавил, что будущий запуск в массовый оборот не должен влиять на порядок его наследования.
«Можно провести аналогию: мы можем изменить порядок учета транспортных средств или порядок оформления права собственности на недвижимость, но при этом на институт наследования, тем более по завещанию, это мало повлияет. Думается, аналогичная ситуация и с цифровым рублем — порядок оборота и его использования и его наследования — это отдельные сферы регулирования», — пояснил Станислав Исаков.
Обычно базовые экономические вопросы в отношении новых активов регулируются заранее во избежание правовых неопределенностей при их обращении, уточнила старший партнер О2 Consulting Татьяна Сафонова.
«Согласно позиции регулятора, цифровой рубль — это всего лишь одна из форм (цифровая) национальной валюты. Значит все права физических лиц в отношении нее должны быть аналогичны правам по обычным денежным средствам. Поскольку физические лица уже тестируют операции с цифровым рублем и на практике становится понятно, чего не хватает в регуляторной части к моменту начала активного оборота цифрового рубля, регулятор старается обеспечить рынок всеми привычными инструментами», — подытожила Татьяна Сафонова.
Ранее «Телеспутник» писал о том, что Госдума планирует регулировать онлайн-подписки. Предполагается, что компании будут обязаны включать в договор информацию о сроке действия подписки, размере и периоде платежей, а также порядке отказа от услуг. Спикер палаты Вячеслав Володин сообщил, что таким образом цифровые сервисы и платформы не смогут списывать лишние средства с банковских счетов жителей, которые пользуются подписками.