Популярные герои уходящего года
В сентябре 2024 года в рамках Форума объединённых культур «Газпром-Медиа Холдинг» представил результаты исследования образа героя в отечественном кинематографе и сериальном производстве, которое объединяет интервью с экспертами, семиотический анализ российского кино за последние 40 лет, а также общение с населением крупных и малых городов России.
Результат показал, что новые герои соответствуют ценностям российской аудитории: теперь в кино и сериалах можно увидеть «Ищущего смысл и истину» персонажа, который хочет помогать другим людям, «Локального Патриота», который пытается менять родные места к лучшему и вдохновляет окружающих на перемены, героя «Добро с кулаками», который смело борется с несправедливостью, «Настоящую женщину», которая добивается всего сама своей мудростью и твердым характером, а также «Человека из народа», который готов самоотверженно защищать правду и справедливость.
Директор Института современных медиа (MOMRI) Кирилл Танаев заметил, что в первую очередь зритель ищет именно качественное кино, а уже потом анализирует героев. Однако людей во все времена привлекают сильные характеры, талантливая игра актеров и увлекательные сценарии. «В каких бы дальше жанрах они не присутствовали — комедиях, мелодрамах, драмах или боевиках. Зрители ждут от кино эмоций и впечатлений», — сделал вывод эксперт.
Также «Газпром-Медиа Холдинг» и проект «Твой Ход» провели опрос, он показал, про героев каких профессий молодые люди хотели бы увидеть новые фильмы и сериалы. Лидерами оказались врачи — как наиболее интересных персонажей их выделили 28% респондентов. В топ-5 также вошли полицейские (20%), военные, спасатели и учителя (по 19% каждая из профессий). Стоит отметить, что фильмы и сериалы про военных интереснее респондентам мужского пола, а про врачей — опрошенным женщинам.
«Опрос показал нам важную тенденцию: зрители хотят видеть в качестве героев фильмов и сериалов тех, кто спасает жизни, зачастую рискуя собой, а также формирует мировоззрение юного поколения, — врачей, полицейских, военных, спасателей, учителей», — отметила директор департамента по исследованиям «Газпром-Медиа Холдинга» Дарья Пугачева.
С точки зрения героев видеоплатформ, людям, которые постоянно сталкиваются с трудностями и неудачами нужны персоны, которые могут показать своим поведением, что всё может быть хорошо, вселить уверенность и надежду на будущее, проанализировал директор по контенту NUUM Евгений Гуцал.
«Самое главное при всём при этом – не быть «в отрыве» от своей аудитории. Понимать, чем она обеспокоена, что происходит в мире, но оставаться собой», — обозначил приоритет эксперт.
Герои подрастающего поколения
Генеральный продюсер анимационной компании «ЯРКО» Альбина Мухаметзянова видит изменения в том, каким героям детская аудитория хочет подражать.
«Раньше девочки влюблялись в классических принцесс, сейчас выбирают дерзких и смелых, таких как Моана, Эльза, Мерида», — отмечает эксперт. — «Роль женщины в обществе сейчас совершенно другая. И это тоже определяет тренды».
Если в проекте главный персонаж мальчик, то обязательно нужно добавить либо сестру, либо подружку, иначе это не будет востребовано. А если главный герой – девочка, то можно оставить только ее. Такие проекты интересны широкой аудитории. Также все больше мультфильмов освещают актуальные проблемы современного общества: правильные экологические привычки, угрозы изменения климата, формирование инклюзивной среды.
Мухаметзянова акцентирует внимание на том, что для того, чтобы привлечь и сохранить фокус зрителя мало иметь только проработанных героев. Нужно также, чтобы у истории был динамичный сюжет, сильный сторителлинг, качественная графика, детализация. Со временем нужно вводить в сюжетную линию новых героев, чтобы зритель не успел устать от предыдущих, добавлять новые объекты и развлечения в мир сериала. «Все вместе это расширяет палитру приключений героев и делает визуальную картинку более разнообразной. Нужно четко понимать, для кого создается контент, отвечает ли он на какой-то вопрос зрителей и будет ли цеплять их чувства», — резюмирует эксперт.
Сейчас важную роль играет тема развития soft skills: умения взаимодействовать с командой и находить общий язык с другими, принимать неудачи, подстраиваться под новые условия. И герои нужны соответствующие этому запросу.
В современном мире герои мультфильмов играют важную роль в формировании ценностей и мировоззрения подрастающего поколения, отмечает генеральный директор студии анимации Platoshka Анна Шелегина.
«Сегодняшние герои — это те, кто верят в мечту, обладают упорством и уважением к окружающим, добрые, лёгкие в общении, нацеленные на дружбу и взаимопомощь. Они реальны и похожи на обычных мальчиков и девочек, но стремятся становиться лучше», — перечисляет Анна Шелегина. Главное, что привлекает детей, говорит эксперт, это суперспособности и готовность героев помогать другим, спасать мир.
Сейчас в мультипликации популярны персонажи Marvel. Их образы близки российскому зрителю благодаря универсальным качествам, таким как сила, доброта и желание защищать слабых. «Наша задача — адаптировать лучшие черты популярных героев, сохраняя уважение к ценностям, релевантным российскому обществу», — подводит итог эксперт. — «Сегодня наблюдается рост запроса на национальных героев, которые отражают современную жизнь и традиционные ценности. Это персонажи, которые олицетворяют дружбу, единство, доброту, развитие и успех. Они могут использовать современные технологии, но при этом оставаться эмоционально и социально близкими детям».
Кто задает тренды?
Россиянам близки западные герои, но они не являются примерами для подражания, отмечают эксперты.
В зарубежном кино существует несколько типов героев, которые находят отклик у зрителей, и один из самых известных — это классический образ супермена. «Такие персонажи часто становятся нереалистичными, так как их силы не знают границ, и они далеки от проблем обычных людей», — указывает Пугачева.
По словам директора MOMRI, исходя из данных по прокату, данным медиаметрии по телевизионному просмотру, статистике просмотров на интернет-площадках, российская аудитория воспринимает и зарубежное кино тоже. Сложностей или барьеров для этого нет.
С этими словами согласен и Евгений Гуцал. Он замечает, что это не географически ограниченный запрос, а повсеместный, для всех людей. Если брать за пример зарубежных блогеров с невероятной популярностью, то можно выделить несколько ключевых качеств, которые привлекают зрителей. Во главе стоит искренность: живые эмоции, уникальный стиль общения, непрерывный контакт со зрителем.
Тренд на 2000-е, «рубаха-парня» и близость к зрителю
Сейчас на рынке есть несколько ключевых тенденций, которые, несомненно, останутся актуальными и в будущем. Прежде всего, это истории про «везунчиков» — персонажей, которым удача помогает преодолевать трудности. Такие истории, как «Бременские музыканты», «Летучий корабль» и «По щучьему велению», всегда находят отклик у зрителей, рассказала Дарья Пугачева.
Кроме того, значительной популярностью пользуются архетипы «перевоспитанных» героев. Эти персонажи меняются к лучшему благодаря сложным жизненным обстоятельствам. Например, в фильме «Холоп» демонстрирует, как герой может эволюционировать под давлением обстоятельств. Также подобный архетип присутствует и в сериале «Казачок».
«Зрители особенно симпатизируют героям из народа — простым людям, которых сложнее всего изобразить — не плоско, без сарказма, с любовью», — выделила эксперт. В таких персонажах зритель узнает себя и своих близких, и их интересно видеть в необычных обстоятельствах. Троп «обычные люди в необычных обстоятельствах» есть в таких произведениях, как «Полярный», «Батя» и «Реальные пацаны», они находят живой отклик, так как близки аудитории.
Нередко можно встретить результаты опросов по предпочтениям зрителей. MOMRI проводил исследования. Они показали наличие очень большой разницы между поколениями в зрительских предпочтениях. То, что нравится людям старших возрастов (поколения 60+), совсем не совпадает с предпочтениями более молодых аудиторий. И наоборот.
«Нет абстрактных зрителей. Современное медиапотребление очень разнообразно и глубоко сегментировано. И по отношению к героям тоже», — завершил свою речь директор Института современных медиа (MOMRI) Кирилл Танаев. По словам эксперта, существует базовый запрос на качество кинематографа.
В пресс-службе онлайн-кинотеатра Wink рассказали «Телеспутнику», что заметно вырос интерес к отечественному контенту. В первом полугодии 2024 года доля смотрения отечественного контента в онлайн-кинотеатре Wink.ru в отношении к зарубежному составила 55,21%. Также видим интерес к проектам о конце 80-х и 90-х, музыкальным историям. В список лидеров зрительских симпатий также попадает турецкий контент.
«Можно предположить, что в ближайшее время появится тренд на проекты, рассказывающие о периоде нулевых годов», — резюмируют в пресс-службе. Истории реальных людей, переживающих сложные времена, сохранят зрительский интерес. Они могут быть представлены в разных жанрах: музыкальном кино, детективе, комедии.
«Как мне кажется, важный запрос у зрителя это – это противоречивая комбинация простоты и глубины конкретного человека», — рассудил Евгений Гуцал. Он должен быть выделяться среди остальных, но не за счет внешних изменений, а содержанием. И важно оставаться близким к «народу», чтобы у людей не было ощущения, что он далекая от реальности личность.
Таким образом, запрос зрителя состоит в том, чтобы наблюдать на экране сложного героя, который по мере продвижения сюжета растет. Его переживания должны быть понятны и откликаться зрителю. Именно это вовлекает в сюжет и удерживает внимание. Исходя из слов экспертов, история трендового персонажа не обязательно поучительная, но всегда тесно связана с актуальными и/или вечными проблемами. Отсюда и популярность врачей, полицейских, учителей и военных, которые тесно взаимодействуют с людьми и выполняют важные функции для общества.
Также через кино, сериалы, мультфильмы и видео идет переосмысление роли женщины: женский персонаж чаще становится двигателем сюжета, из классической «Мэри Джейн в беде» превращается в защитника или надежного помощника, показывает нестандартные подходы к ситуациям.
Присутствует и нотка ностальгии: зрители уже посмотрели про советских героев и их истории, погрузились в лихие 90-е вместе с «народными» персонажами. В 2025 году же появится новый контент и про 2000-е, где остается гадать, какие именно особенности эпохи и типажи отразят режиссеры и продюсеры.