img06 июня 2023 в 12:12

Потерянные вложения: в российские суды начали поступать иски о заблокированных YouTube деньгах

Представители малого и среднего предпринимательства (МСП) начали подавать судебные иски по поводу блокировки рекламных кабинетов на платформе YouTube. Несмотря на то, что суммы, фигурирующие в них, не самые большие, эксперты прогнозируют, что скоро тенденция станет массовой. «Телеспутник» разобрался в вопросе.

Представители малого и среднего предпринимательства (МСП) начали подавать судебные иски по поводу блокировки рекламных кабинетов на платформе YouTube. Несмотря на то, что суммы, фигурирующие в них, не самые большие, эксперты прогнозируют, что скоро тенденция станет массовой. «Телеспутник» разобрался в вопросе.

Уже начали выносить решения  

«Телеспутнику» удалось найти на сайте мировых судей Москвы информацию как минимум о двух исках к ООО «Гугл» (российское юрлицо компании Google, владельца YouTube). По одному из них уже вынесли решение.

Первое исковое заявление поступило в суд еще в ноябре 2022 года. Истцом оказался Скворцов Евгений Алексеевич. Спустя полгода иск частично удовлетворили. Суд постановил взыскать с ООО «Гугл» сумму неосновательного обогащения в размере 41 784 рубля 78 копеек, компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей, почтовые расходы в размере 574 рубля 84 копейки и штраф в размере 21 392 рублей 39 копеек — в общей сложности 64 751 рубля 1 копейку.

Что касается второго искового заявления, то оно поступило в суд в середине мая. Истцом стал Давыдовский Артем Сергеевич, который оказывает населению юридические услуги. «Телеспутник» связался с ним, и Давыдовский подтвердил, что подал иск из-за блокировки рекламного кабинета в YouTube. По словам юриста, речь идет он сумме примерно в 30 000 рублей. 

Потерянные вложения

С просьбой разъяснить ситуацию и оценить перспективы истцов «Телеспутник» обратился к координатору общественного движения «Совет блогеров», юристу Валерии Рытвиной. Недавно она помогла нескольким блогерам выиграть похожий иск к американской корпорации Meta* (организация признана экстремистской на территории РФ – прим. ред.), которой принадлежат запрещенные в России социальные сети Facebook и Instagram.

По словам Рытвиной, в данном случае речь идет о таком же основании, что и в иске к Meta* — защите прав потребителей. Она отмечает, что основания для удовлетворения таких исков однозначно есть, поскольку услуга оказана некачественно: в данном конкретном случае соцсеть не показала рекламу. «Я думаю, что решение будет в пользу истцов, причем без какой-либо политической подоплеки. Google, действуя на территории России, конечно же, подпадает под нормы российского права», — подчеркнула Рытвина.

При этом координатор «Совета блогеров» усомнилась в исполнимости решения. «Я веду несколько дел, в том числе по интеллектуальной собственности, где ООО "Гугл" привлечено в качестве третьего лица. Несмотря на соблюдение закона о приземлении и существовании ООО "Гугл", на счетах их российского юрлица денег нет. Деньги аккумулированы на счетах иностранной компании», — отметила юрист.

Профессор, доктор юридических наук, руководитель проекта «Интернет и право» Антон Серго пояснил, что тенденция к поступлению подобных исков в суды в принципе не нова. При наличии правовых оснований эти иски вполне могут быть удовлетворены. «Однако проблема здесь состоит во взыскании средств, потому что если речь идет о тех бюджетах Google, которые были не у российской структуры, а именно головной, то взыскать деньги с иностранного юридического лица практически невозможно. Что касается российской "дочки", то денег у нее на счетах нет, и она ничего заплатить не сможет. А если иск будет к головной структуре, то возникает проблема исполнения решения российского суда. Сейчас с этим достаточно напряженно. Я бы сказал, что шансы на успех крайне невысокие. Получить-то можно любое решение, а вот получить конечные деньги, на мой взгляд, достаточно затруднительно», — подчеркнул эксперт.

Невероятный сценарий

В то же время мизерные шансы вернуть свои денежные средства у владельцев рекламных кабинетов в YouTube все-таки есть. Но в этом случае должны произойти воистину фантастические изменения к политике Google по отношению к российским пользователям.

Как объяснила Рытвина, когда наберется критическая масса решений в пользу российских истцов, потерявших деньги из-за блокировки рекламных кабинетов, Google, который планирует продолжать свою деятельность на территории РФ, может начать исполнять судебные решения.

«Срок действия исполнительного листа — три года. За это время может многое поменяться — могут появиться деньги на счетах российского юрлица и так далее. Поэтому люди абсолютно правильно подают иски. Тем более, как я понимаю, там реклама даже не была показана. Однозначно, что это на 100 % потерянные вложения», — уточнила эксперт.

По мнению Антона Серго, шансы получить деньги есть только в том случае, если головная структура по собственной инициативе выплатит их, либо перечислит средства своей российской «дочке», которая перечислит их дальше. «Но головная структура не подчиняется российскому праву, она подчиняется американскому праву и с ним работает. Пиар на суде может получиться, а вот финансовый успех — вряд ли», — добавил юрист.

Права отстаивать нужно в любом случае

Зампред комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин при этом убежден, что российским гражданам можно и нужно отстаивать свои права в цифровом пространстве, особенно если речь идет о произволе со стороны крупных зарубежных платформ. «Они обязаны соблюдать российское законодательство, и никакие политические убеждения не могут быть причиной отказа от обязательств иностранных компаний перед российскими клиентами. Уверен, суд примет справедливое решение и создаст прецедент, который станет своего рода сигналом для людей, также пострадавших от незаконных действий западного бигтеха», — резюмировал парламентарий.

С учетом мнения юристов депутат может оказаться абсолютно прав. Пока исковых заявлений в суды по поводу блокировки рекламных кабинетов в YouTube немного, однако если это примет масштабные формы, то Google будет обязан как-то отреагировать.

Как работает рекламный кабинет?

Принцип, по которому работает реклама на YouTube, во многом схож с тем, что применяется в других социальных сетях, включая «ВКонтакте». Пользователь создает личный рекламный кабинет, переводит туда деньги, а затем оплачивает показы. При этом пользователь может выбрать целевую аудиторию, на которую будет ориентирована реклама — ее пол, возрастные рамки, интересы и так далее. После оплаты рекламный блок начнет периодически отображаться у других посетителей YouTube.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий