Телевизионщики ориентируются на закон
«Слово пацана» — это культурный памятник, капсула времени, вскрытая и показанная молодому поколению, которое не знает советской жизни, считает главный редактор телеканала «Сумико» Владислав Юсупов.
«У меня есть друзья постарше, которые застали ту эпоху. Я все это застал в облегченном варианте уже в 1990-х годах. Сериал показывает, что все это ни к чему хорошему не приведет. Тут самое главное состоит в том, чтобы фактически не было романтизации насилия, героизации образов. Лично я помню, каково это — идти домой и думать, что тебя могут пырнуть ножом», — поделился Юсупов в беседе с «Телеспутником».
По его мнению, тот факт, что на сериал так отреагировали представители власти, объясняется тем, что все смотрят на реакцию молодого поколения. «Слово пацана» — это реакционная история, а молодежь всегда такое подхватывает. При этом все понимают, что полностью ограничить доступ детей к контенту нереально.
«Отмечу, что “Слово пацана” продвинул нас в плане качества контента, съемки, постановки, игры актеров. Мы приближаемся к общемировому уровню. В сериале есть спорные моменты. Я думаю, что создать художественное произведение, которое не вызовет споров, просто невозможно. У нас сейчас ребром стоит вопрос о том, как воспитывать детей. Для поколения 40+ это такой культурный ответ на этот вопрос. На сериал интересно посмотреть как на какую-то культурную единицу. Какой-то культурный код он определенно несет. А что касается запретов, то это сложный вопрос. Все запрещать плохо. Но и все разрешать — тоже плохо. Есть закон, а в нем написано: если стоит маркировка “18+”, то детям это не разрешено к просмотру. Я тут ориентируюсь на закон», — добавил главред телеканала «Сумико».
Многие не понимают претензий
Петербургский блогер, писатель и кинокритик Павел Смоляк в своем Telegram-канале назвал призывающих к запрету сериала «горячими головами».
«Подростки, кричат запретители, конспектируют каждый кадр сериала, перенимают лексику и идут, выключив телевизор, немедленно бегут грабить магазины и избивать людей», — написал он.
Однако блогер подчеркнул, что у сериала «Слово пацана» существует литературная основа — книга, написанная на базе реальных историй. В ней рассказывается об особенностях позднего СССР, в частности, юных бандитах, бандитских группировках.
«Возникает вопрос: каким сериалом вдохновлялись советские бандиты? Неужели “Ну, погоди!”?», — заметил Смоляк.
Шоумен Стас Барецкий в разговоре с «Телеспутником» заявил, что принимал участие в написании сценария к «Слову пацана». По его словам, сценаристы консультировались с ним. Шоумен уточнил, что рассказывал им всякие истории, назвав себя соавтором сценария.
«Но в титрах меня не прописали, и мне за это, конечно, обидно. Вместо меня в титрах указали Федора Бондарчука, который вообще никакого отношения к сценарию не имеет. Поскольку всю эту историю авторы сериала взяли у меня, то я буду подавать в суд на них. Это, наверное, будет первый прецедент в нашей стране. Если проштудировать текст в моей книге “Брат-3”, то будет понятно, что история совпадает — тоже про пацана, туда-сюда, дворовые всякие дела. Вы — первое СМИ, которому я заявляю, что я буду подавать на авторов “Слова пацана” в суд. Мы, конечно, можем разойтись с ними краями, но скорее всего, не разойдемся, потому что они на этом сериале хайпанули и денег заработали, а про меня забыли», — пожаловался Барецкий.
«Телеспутник» направил запрос по поводу заявления Стаса Барецкого о причастности к написанию сценария создателям сериала «Слово пацана». На момент публикации статьи ответ в редакцию не поступил.
Критикующие в основном сериал не смотрели
Председатель Духовного управления мусульман города Москвы, муфтий Москвы, главный имам Московской Соборной мечети, магистр исламских наук Ильдар Аляутдинов подчеркнул, что молодые люди всегда ищут образцы для подражания. Зачастую эти примеры формируют средства массовой информации, в том числе телевидение и интернет-порталы. Следовательно, молодежь может для себя избрать кумиром и отрицательных героев.
«Считаю, что неправильно называть сериал “Слово пацана” историческим. Если бы он действительно был таковым, то не привлек бы себе столько внимания. Как правило, исторические фильмы не вызывают интереса у молодежи. Данный сериал скорее в жанре экшен, что и привлекло молодых людей. Вопрос о том, могут ли они, посмотрев сериал, сделать соответствующие выводы и постараться не повторить ошибок героев или же, наоборот, посчитают такое поведение нормой, остается открытым», — отметил Аляутдинов.
Председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области, полномочный представитель Председателя Духовного управления мусульман (ДУМ) РФ в СЗФО Дамир Хусаинов добавил, что отношение к «Слову пацана» должно быть таким же, как к социальным проблемам и явлениям общества. Они возникают и присутствуют в жизни без нашего желания как неизбежное зло.
«Мы можем высказать свое недовольство, но не можем их запретить, отменить. Для этого существуют свои инстанции, которые должны ими профильно заниматься. Простому обывателю остается одно: выработать к этому правильное отношение», — отметил Хусаинов.
Полномочный представитель председателя ДУМ РФ в Приволжском Федеральном округе, председатель Совета улемов Нижегородской области, главный имам-хатыб Соборной мечети «Тауба» города Нижнего Новгорода Мунир Беюсов напомнил, что в России ситуация с преступностью среди молодежи стоит не на последнем месте.
«Только совсем недавно обсуждали вопрос, связанный с признанным экстремистским и запрещенным в России подростковым молодежным движением АУЕ. К сожалению, оно до сих пор имеет влияние на умы — через соцсети, интернет. Преступная жизнь романтизируется. Каждый год в школах, включая нашу Нижегородскую область, происходят и поножовщина, и суициды. Мы видим, как дети снимают на видео избиения девочки или мальчика. Имеет место буллинг. Мы вроде запретили это, а тут целой плеядой пошли такие сериалы о группировках», — посетовал он.