На налоговые проверки моратория нет
Истек срок моратория на выездные налоговые проверки аккредитованных компаний в сфере информационных технологий, введенный в марте 2022 года.
«Мораторий на выездные налоговые проверки был установлен на три года до 3 марта 2025 года включительно, и в настоящее время решения о его продлении нет. Возможно, это связано с тем, что в соответствии с Налоговым Кодексом РФ глубина выездной налоговой проверки составляет именно три года, предшествовавших году назначения проверки. Если бы мораторий на выездные налоговые проверки продлили до конца 2025 года, то 2022—ой выпал бы из периодов, которые могли бы быть охвачены такой проверкой. А как раз с этого времени аккредитованные компании пользовались значительными налоговыми преференциями при соблюдении определенных условий. Проверка правомерности применения льгот и является одним из направлений налогового контроля», — пояснила руководитель налоговой практики K&P Group Виктория Канишевская.
За период моратория значительно выросло количество аккредитованных компаний, произошел бурный рост отрасли, так что, вероятно, государственные органы сочли задачу по поддержке, в рамках которой вводился мораторий, выполненной, добавила эксперт.
Мораторий стал катализатором роста ИТ—сектора: количество компаний выросло на 50 %, удалось снизить риски и планировать бюджет, то есть, цели государственной поддержки достигнуты: отрасль окрепла и может функционировать без налоговых каникул, конкретизировал заместитель директора НОЦ ФНС России и МГТУ им. Н.Э. Баумана Алексей Ершов.
«Сейчас государству необходимо восстановить налоговый контроль. Возвращение к прозрачности отрасли позволит привлекать больше инвесторов. Проверки станут детальнее. Могут проверить льготы, перенос убытков за последние три года. Возрастет административная нагрузка на бизнес в виде взаимодействия с налоговыми органами и подготовке документов», — полагает Алексей Ершов.
Значительная административная нагрузка отвлекает ресурсы налогоплательщика от его основной деятельности: такой проверке обычно предшествует предпроверочный анализ, и в условиях необходимости срочной перестройки и развития, отвлекать ресурсы на выездную налоговую проверку, на мероприятия налогового контроля еще сложнее, к тому же, выездные налоговые проверки влекут, как правило, большие налоговые доначисления, уточнила Виктория Канишевская.
«Выездные налоговые проверки проводятся нечасто. В настоящее время решения об их проведении принимаются, как правило, только если у налогового органа есть веские основания и доказательства неправомерных действий налогоплательщика. Так что вряд ли такие проверки будут массовыми. Возможность проверок дает налоговым органам рычаг воздействия для добровольной уплаты налогов, в случае если будут найдены нарушения. Камеральные проверки деклараций налоговые органы проводили, но такие проверки все—таки ограничены по времени и строго регламентированы налоговым законодательством. Из—за моратория практически отсутствовала судебная практика о правомерности применения льгот, отнесения тех или иных видов доходов к профильной выручке», — рассказала Виктория Канишевская.
Она напомнила, что проверки охватывают период активной перестройки, адаптации, встраивания ИТ—компаний в группы компаний, что влекло, как правило, перевод персонала и перераспределение ресурсов внутри группы, то есть как раз те моменты, на которые налоговые органы обращают внимание при проверках.
«В связи с критической важностью отрасли для государства, Федеральная налоговая службы указывала, что создание и встраивание ИТ—компании, применяющей налоговые льготы, в деятельность группы компаний не подпадает под такое налоговое правонарушение, как незаконное дробление бизнеса, что позволило многим группам компаний выделить свое ИТ—подразделение на отдельное юридическое лицо. Однако в процессе такого выделения могли проводиться иные действия, операции, которые налоговые органы могут счесть злоупотреблением правами», — отметила Виктория Канишевская.
От смены региона абонентский номер не меняется
Минцифры подготовило проект, согласно которому в 2026 году при переезде в другой регион абоненты смогут перенести свой номер к другому оператору связи или оставить его у действующего, если оператор там присутствует. Пилотное тестирование подтвердило такую техническую возможность. Изменения сделают услуги удобнее и доступнее для граждан, а также помогут развить конкуренцию на рынке связи, поясняется на сайте ведомства.
Перенос номеров потребует от операторов связи создания новых регламентов, затрат на разработку и интеграцию ИТ—продуктов, повысит «подвижность» абонентов и скажется на небольшом сокращении «времени жизни» абонента, в связи с чем можно говорить об определенном ужесточении конкуренции из—за этой услуги, полагает автор телеграм-канала @ABloud Алексей Бойко.
«Безусловно, облегчение перехода абонентов к другим операторам — это наращивание конкуренции на рынке связи. Тем не менее, я не ожидаю столь значительного влияния на рынок, как уход или консолидация мелких мобильных операторов. Тем более, что эти процессы в целом в России завершены. Возможно, кто—то из операторов будет вынужден скорректировать тарифные предложения, усилить программы удержания, а может быть, принять решение о дополнительных инвестициях в ключевых регионах присутствия», — не исключил Алексей Бойко.
Эта услуга для операторов не несет заметных расходов, но имеет подводный камень: исторически по разным причинам так сложилось, что в регионах связь дешевле, чем в Москве и других крупных городах, подчеркнул ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
«Из—за разницы в стоимости сим—карты имели «прописку»: к примеру, нельзя было купить их в Ставрополе и пользоваться в Москве по расценкам Ставрополя. Предлагаемая инициатива дает возможность операторам прописывать эту же сим—карту в другом регионе. Не думаю, что это скажется на и без того жесткой конкуренции, потому что люди меняют место жительство только по серьезным причинам, таким как смена работы, изменение семейного положения. Поэтому переток населения останется на прежнем уровне», — убежден Эльдар Муртазин.
Операторы связи, к которым обращался «Телеспутник», от комментариев отказались.
На нежелательных ресурсах реклама запрещена
Госдума приняла поправки в федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности» и «О рекламе», запретив рекламу на нежелательных ресурсах. Позже его подписал президент. Документ вступит в силу с 1 сентября 2025 года.
Объемы рекламных бюджетов на запрещаемых площадках упали в 2022 году из—за ограниченного доступа к ним аудитории и по инициативе самих площадок ограничений работы рекламных кабинетов, напомнила digital-директор коммуникационного агентства для ИТ—компаний iTrend Ася Шабалина.
«Помимо рекламных кабинетов остался инфлюенс—маркетинг (стратегия продвижения, основанная на сотрудничестве с публичными личностями, обладающими определенным влиянием на свою аудиторию, — прим. ред.). Со временем посещаемость на этих площадках и объемы рекламных вложений в местных инфлюенсеров вышли на плато. Объем этого рынка до сих пор остается достаточно значительным. Российскому бизнесу остро недостает рекламного инвентаря, поэтому ничего удивительного, что все остающиеся возможности востребованы», — пояснила Ася Шабалина.
В связи с известными геополитическими событиями изменилась структура расходов на рекламу: если ранее российские компании — от малого бизнеса до корпораций — активно использовали стандартные рекламные инструменты указанных платформ, то после ограничения доступа к ним инфлюенс—маркетинг стал практически единственным доступным каналом, согласился операционный директор «Рейтинга Рунета» Анатолий Денисов.
«Однако инфлюенс—маркетинг подходит в основном крупным игрокам, а рекламные бюджеты малого и среднего бизнеса значительно сократились. Запрет реклама на нежелательных сайтах приведет к дополнительному росту цен на нее на отечественных ресурсах. Рост стоимости уже обусловлен введением налога на рекламу и расширением круга плательщиков НДС. При этом объем качественного рекламного инвентаря не растет, а конкуренция за него будет только усиливаться», — пояснил Анатолий Денисов.
С 2022 года стоимость рекламы во всех инструментах растет на десятки, а иногда сотни процентов ежегодно, и пока ничего не предвещает снижения темпов медиаинфляции: доступного инвентаря с осени станет еще меньше, конкуренция усилится, налоги и сборы растут, маркировка рекламы требует дорогостоящего обслуживания, а на оставшихся площадках емкость аудитории и продвинутость алгоритмов меняются незначительно, уточнила Ася Шабалина.
Она предположила, что стоимость рекламы вырастет, а объему расти «уже некуда».
Социальной рекламе — токен
Социальная реклама в интернете теперь должна маркироваться с использованием специального идентификатора (токена). Его необходимо получать через операторов рекламных данных (ОРД), указывать в рекламном сообщении и передавать данные в Единый реестр интернет—рекламы.
Операционный директор «Рейтинга Рунета» Анатолий Денисов считает, что это нужно для контроля за соблюдением нормы закона о рекламе, которая обязывает рекламораспространителей заключать договоры на распространение социальной рекламы в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы.