img
img13 мая 2025 в 11:02

Apple едет – Google плачет

Начало конца главного глобального поисковика отчетливо просматривается. Антимонопольное разбирательство над Google в США стремительно меняет мировой онлайн-поиск. Хотя нельзя не видеть тут и козни Apple, у которой самой дела – полный швах!

Начало конца главного глобального поисковика отчетливо просматривается. Антимонопольное разбирательство над Google в США стремительно меняет мировой онлайн-поиск. Хотя нельзя не видеть тут и козни Apple, у которой самой дела – полный швах!

Десять лет назад, когда Microsoft Corp попала под пристальное внимание Министерства юстиции США, известный юрист Кремниевой долины начал активно популяризировать модерновую теорию об антимонопольных делах: «Судебное разбирательство — это средство развитие технологий».

Теория содержала главный тезис: принуждение монополиста защищать свое монопольное поведение открывает широкое пространство для других компаний, особенно новичков, приносящих на рынки технологические инновации. Так сегодня это происходит с Google Alphabet Inc.

Точно так же, как считается, что Microsoft пропустила переход мира инфокоммуникационных технологий (ИКТ) на мобильные платформы, поскольку была слишком сосредоточена на своем собственном монопольном деле с Минюстом, свидетельские показания и внутренние документы указывают на то, что Google могла отстать во внедрении искусственного интеллекта (ИИ) из-за собственного антимонопольного разбирательства, которое завершилось только в прошлую пятницу в Вашингтоне.

В случае с Google – это было подчеркнуто показаниями и другими доказательствами, представленными в ходе второго этапа судебного разбирательства по поводу того, как ИИ влияет на его основной бизнес онлайн-поиска и открывает новые возможности для стартапов.

На прошлой неделе главный посредник Apple Inc. – старший вице-президент компании по интернет-сервисам Эдди Кью уронил (аж на 7,3%) Alphabet своими откровенными показаниями. Кью рассказал, почему Apple выбрала ChatGPT от OpenAI вместо продукта Gemini от Google для новой функции поиска на базе ИИ для iPhone. Он также сказал, что Apple «активно рассматривает» возможность модернизации своего веб-браузера Safari, чтобы сосредоточиться на поисковых системах на базе ИИ.

Его комментарии указывают на то, что в то время как Google работала над сохранением своего доминирования в своем основном поисковом бизнесе, компаниям, занимающимся ИИ, удалось создать жизнеспособную альтернативу для ответов на вопросы пользователей в интернете.

Да, Google начала активнейшим образом преобразовывать поиск с использованием ИИ-инструментов Gemini, соревнуясь с такими конкурентами, как ChatGPT, Antrophic, xAI, Perplexity AI и др. Но отставание в ИИ главного поисковика планеты стало более или менее очевидным.

Профессор права Колумбийского университета Тим Ву называет это эффектом «полицейского у локтя»: когда монополист знает, что кто-то следит за каждым его шагом, он действует гораздо осторожнее, чтобы не показаться бегемотом, топчущим всех конкурентов вокруг. Смысл судебных процессов по монополке «заключается в том, чтобы все встряхнуть», – сказал Ву – советник президента Джо Байдена по вопросам конкуренции в 2021-2023 годах.

Второй этап судебного разбирательства по делу Google был сосредоточен на том, как бороться с тем, что федеральный судья в прошлом году признал незаконной монополией. После заключительных прений 29 и 30 мая судья Амит Мехта думает, следует ли разделить компанию, ликвидировав браузер Chrome, либо восстановить конкуренцию на рынке каким-либо другим способом. О, даже как!

Глава антимонопольного департамента Минюста Гейл Слейтер заявила на конференции в Шотландии в прошедший уикенд, что рынок поиска с точки зрения развития конкуренции на нем был «практически заморожен» в течение 20 лет. «Как же нам растопить этот айсберг?! – воскликнула она театрально-патерически. – Ключ ко этому, конечно, – масштаб и данные. И это то, что будет беспрецедентно важно для поисковой конкуренции в будущем!»

Вице-президент Google по связям с регуляторами Ли-Энн Малхолланд, заявила в своем блоге после завершения разбирательства, что предложения Минюстиции оказались «экстремальными» и точно навредят конкуренции в отрасли.

«За несколько недель показаний и прений мы услышали от ряда хорошо финансируемых компаний, стремящихся получить доступ к технологиям Google, чтобы им не пришлось заниматься инновациями самостоятельно, – язвительно заметила она. – Одного мы только не услышали: как именно экстравагантные новеллы Минюста США принесут пользу потребителям!»

И это вообще-то – чистая правда. Можно сколько угодно долго говорить о конкуренции и демократии, но только нищих на Манхэтенне и в Оклахоме меньше от этого не станет.

Apple сотрудничала с Google по линии онлайн-поиска аж с 2003 года. Это взаимодействие было тупо примитивным. Google просто башлял купертинцам по $20 и более млрд в год просто за то, чтобы они делали поисковую систему Google опцией по умолчанию на всех своих устройствах. Кью принимал непосредственное участие в переговорах по этим сделкам – он давал показания об этом и в 2023 году в рамках первой фазы антимонопольного дела. В прошлом году судья Мехта постановил, что Google незаконно монополизировала рынок поиска с помощью эксклюзивных сделок, сославшись, среди прочего, на отношения с Apple, но штрафовать алчных «яблочников» не стал. Видимо, в расчете на их «совестливость». Но совести у крупного бизнеса нет в принципе и в помине, он работает на топ-менеджмент и акционеров. Изменений не произошло. Они случились чисто по технологической линии.

И вот для своей новой ИИ-сделки производитель iPhone год назад выбрал ChatGPT. И хотя это партнерство не стало эксклюзивным, Apple все еще не подписала соглашение о добавлении гугловского чат-бота Gemini в свои телефоны. Кью едва упомянул Gemini на этой неделе, когда он предстал перед судом на втором этапе судебного разбирательства Минюста о том, «как именно исправлять незаконное рыночное поведение Google».

Контраст между Кью в октябре 2023 года и мае 2025 года выглядел более чем разительным. Два года назад показания Кью были натужными – как-бы неохотными и несколько неестественными. Это и понятно: он обязан был защищать сделку Apple и Google по своему контракту юриста.

На прошлой же неделе в среду Эдди Кью был – чисто Джек Воробей – в полном своем вёртком арт-восторге от невероятно удивительной мощи ИИ, которую он назвал четвертой технологической революцией за последние 35 лет. Во время своего зажигательного выступления Кью неоднократно поминал и подчеркивал значимость ИИ-продуктов: Chat GPT о OpenAI, Perplexity AI и Claude от Anthropic.

Кью, по-видимому, намекал на то, что Кремниевая долина описала как экзистенциальную угрозу поиску за последние два года. Хотя чат-боты ИИ не работают – и не могут – так же, как поисковые системы. Многие наивные граждане видят в них вызов традиционному способу, которым люди искали информацию в интернете.

Вместо того, чтобы получать список ссылок, направляющих их к источникам в открытой сети, пользователи теперь могут получать мгновенные ответы, сгенерированные ИИ, напрямую от ботов, которые черпают свои ответы из тех же «найденных» поисковиком больших хранилищ «человеческих данных», обозначенных теми же ссылками на ранее сгенерированные ресурсы.

В ответ на показания «яблочного» вице-президента Эдди Кью Google заявила, что наблюдает общее увеличение запросов с устройств Apple, поскольку пользователи переходят от простого текстового поиска к использованию голосового поиска и поиска на основе изображений.

Другие свидетели видят в судебных разбирательствах с Google открытие бизнес-возможностей для массы других компаний, в том числе ИИ-стартапов.

То, что рынок поиска внезапно снова стал драматичным, прям-таки захватывающим, они видят не случайность, а побочный эффект самого факта антимонопольного разбирательства с Google. Дмитрий Шевеленко из Perplexity ясно дал понять, что недавний успех компании в партнерстве с Motorola из Lenovo Group не был бы реализован, если бы не антимонопольный иск лоер-министерства против Google.

Только потому, что Google находится «под давлением», производители телефонов «операторы и браузеры наконец начали вести переговоры и открывать наработки, которые у них были давно», — заявил главный бизнес-директор Perplexity Шевеленко в своих показаниях на суде в прошлом месяце.

Итак, расследование на самом деле только начинается, точнее входит в свою решающую фазу. Google фактически применила ключевую генеративную ИИ-технологию больших языковых моделей (LLM), лежащую в основе большинства современных ИИ-стартапов. Задолго до того, как Минюст США начал расследование в отношении компании в 2019 году. Правительство утверждало, что Google не извлекла выгоду из этой инновации лишь только из-за своего доминирования на рынке. Google начала интегрировать ее в свою поисковую систему только когда OpenAI покорил мир своим ChatGPT в ноябре 2022 года.

Google утверждает, что ежегодно тратит миллиарды на инновации и не хотела быть первой во внедрения ИИ-функций, чтобы иметь возможность поглядеть на других и начать делать это максимально ответственно. Чистое лукавство, конечно. Еще Маркс говорил, что крупные корпорации специально тормозят инновации, чтобы выкачать всё из наличных допотопных технологий.

«Для монополиста инновации сложны, потому что он боится, что они могут поглотить его доход», — отметил профессор права Колумбийского университета доктор Тим Ву. 

Он напомнил, как Bell Laboratories – инновационное подразделение AT&T, изобрело десятки полезных технологий, включая автоответчик и технологию сотовой связи. Но A&T не стала выводить их на рынок, обеспокоенная тем, что люди начнут меньше пользоваться традиционными фиксированными телефонами.

Та же самая «паранойя прекращения модели» — как назвал ее Ву — очевидна во внутренних документах Google по поводу ИИ-фич. В записях с совещания в октябре 2024 года топ-менеджеры Google давили на команду чат-бота Gemini, чтобы полностью купировать ее влияние на поисковый и рекламный бизнес Google. Им казался страшным и ужасным, а главное – непредсказуемым момент, когда они начать вдруг включать и без того льющуюся нескончаемым потоком рекламу (тоже – по Марксу) в никому непонятные рискованные в реализации ИИ-приложения.

В итоге вице-президент Google по рекламе и коммерции Видья Шринавасан, сообщила на рабочей группе, что «мы пока не теряем трафики поиска и рекламы, но она чувствует, что это – неизбежно: мы должны подготовиться к успеху Gemini. Она хотела ускорить монетизацию Gemini с помощью рекламы как можно скорее, но только как в последнем дневнике Тани Савичевой из письма Видья Шринавасан осталась «узором памяти надгробной на непонятном языке»

Теперь Google заявляет, что не видит, чтобы ИИ-фича поглощала ее поисково-рекламный трафик – к ИИ-фиче сместилась лишь небольшая часть запросов для выполнения школьных домашних заданий и кодинг самых ленивых программеров. 

Похоже мы будем наблюдать стремительный обвал популярности Google. По крайней мере, начало конца главного глобального поисковика уже просматривается. Хотя нельзя не видеть тут и козней Apple, у которой самой дела – полный швах! Яблочники сильно тормозят с внедрением ИИ-фич, а китайско-корейские конкуренты теснят ее со всех сторон. Как тут не подставить «ножку» древнему партнеру, чтобы самой выглядеть на биржах ну хоть чуть-чуть получше!

*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора


Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий