img08 апреля 2024 в 13:40

Игры вдолгую

Президент Путин поручил правительству рассмотреть возможности производства в стране игровых приставок. Многие кинулись ерничать, мол, «Sony и Nintendo схватились за сердце». Кто только не оттоптался на этой теме: и либералы, и патриоты. На самом деле никакой спешки и неосмотрительности в важном (не меньше, чем кино) вопросе власть не проявляет. Наоборот — она стремится поставить его на твердую коммерческую, технологическую и идеологическую основу. Все это нужно понимать комплексно и правильно.

Президент Путин поручил правительству рассмотреть возможности производства в стране игровых приставок. Многие кинулись ерничать, мол, «Sony и Nintendo схватились за сердце». Кто только не оттоптался на этой теме: и либералы, и патриоты. На самом деле никакой спешки и неосмотрительности в важном (не меньше, чем кино) вопросе власть не проявляет. Наоборот — она стремится поставить его на твердую коммерческую, технологическую и идеологическую основу. Все это нужно понимать комплексно и правильно.

Президент не требует за пять месяцев сварганить русскую PlayStation. Он лишь указал премьеру Мишустину «рассмотреть вопрос производства приставок и консолей, создания операционной системы и облачной доставки игр пользователям».

Мало-мальски знакомому с вопросом ясно: создавать игровую приставку без собственных качественных игр бессмысленно. У нас наверху не дураки сидят. И об этом подумали.

Новость о поручении главы государства появилась не вдруг. Ее обнародовали перед презентацией видеоигры «Смута» в Нижегородском кремле. Экшен создали на грант АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) в размере 500 млн рублей. К примеру, на разработку первой части популярного во всем мире «Ведьмака» (вышел в 2007 году, — прим. ред.) было потрачено 10 млн долларов (около 814 млн рублей по нынешнему курсу). А чтобы создать реального конкурента ведущим тайтлам, бюджет должен быть на порядок выше.

Потому поручение и презентацию следует понимать правильно. Отечественной отрасли нужен был первый более-менее крупный проект видеоигры с госучастием. У публики сформировали ощущение, что за пару лет и скромный по мировым меркам бюджет студия Cyberia Nova сможет показать результат, на который у иностранных игроделов уходило больше времени и средств.

Создатели «Смуты» достигли цели недорого, быстро и качественно. Проект никак и не должен был вписаться ни в рыночный контекст, ни в финансы. Потому что идеологическая составляющая сейчас важнее всего.

Вспомним то самое Смутное время (1598–1618 гг.), когда со смертью сына Ивана IV Грозного – царя Федора Иоановича — в Москве пресеклась 750-летняя династия Рюриковичей. Голод в последние годы жизни избранного Бориса Годунова довершил безобразие. Начались боярские склоки, войны с поляками, шведами и татарами.

Вымышленный персонаж Юрий Милославский (главный герой игры) сперва присягнул полякам (то есть как и многие его товарищи в первом ополчении — польскому королевичу Владиславу, избранному Семибоярщиной), но после примкнул ко второму ополчению (уже — антипольскому). Финал при любом раскладе один — свержение польского ига, формально законной, но совершенно неуместной в Москве власти. Абсолютно не важно, как было на самом деле.

На выходе «Смуты», увы, подгадили пафосные реляции об импортозамещении в геймдеве — они создали неприятное впечатление. Как будто процесс возрождения игрового рынка в России решили выстроить по типу импортозамещения софта. А это бредовая затея! Софт — штука прикладная. Это инструмент, решающий задачи пользователя или заказчика. А игра должны быть увлекательной. Принципиальное отличие игры от офисного и специального софта в том, что ее нельзя предустановить или закупить 150 тыс. лицензий на регион. Это развлечение. Зарабатывать тут удается только на результате.

Отечественный движок, на разработку которого VK нашел миллиард рублей — это здорово. Для индустрии также крайне важны программисты, гейм- и нарративные дизайнеры. Нужны еще сценаристы, продюсеры, маркетологи и много еще кто. А еще преподаватели на «Игровом факультете МГУ», про который грезит глава ИРИ Алексей Гореславский. Но где их взять даже за большие госденьги? Дефицит кадров на стыке ответственности Минцифры, Минобра и Минкульта решить быстро не получится. А начинать нужно было еще вчера.

Что касается непосредственно приставки, даже обратным инжинирингом копию PlayStation 5 собрать не получится. Прошли времена консолей с картриджами Dendy. Рынок завален ретро-приставками. Индустрия ушла далеко вперед. Все новое эмулировать на порядок труднее: работает жесткая привязка к облаку вендора, разветвленная платформенная дистрибуция, и прочее.

Чиновники вспомнили, что в СССР с играми было неплохо. Совсем оригинальных электронных игр и устройств в стране не было, но памятный детям 1970-х «Морской бой» с перископом — копия разработки Konami — и сегодня греет душу посетителям музеев старых игровых автоматов. СССР копировал иностранный Pong, знаменитая «Ну, погоди!» (для «Электроники ИМ-02») — копия японской Nintendo EG-26 Egg. А вот «Автослалом» и пара других игр были полностью советской разработкой на ее базе.

Даже если представить, что консоль чудесным образом появится, во что на ней играть? У шутера Atomic Heart при всей его ламповости и ностальгии вторичный игровой процесс. Кроме него и слэшера «Русы против ящеров» ничего примечательного от наших игроделов в последнее время пока не вышло. Надеюсь, что творческий процесс ускорится благодаря, в том числе, генеративному искусственному интеллекту.

Но некоторые уже восклицают: власти, оставьте игры в покое! А ведь разработчики «Смуты» честно предупреждали, что их проект не ААА-класса. Но судя по отзывам, никто их услышать не захотел. Да, у большинства пользователей впечатления от игры смешанные. Но в целом получилась неплохая игра, которую сделали быстро. Не шедевр, но и не провал как «Подземелья Кремля». Команда Cyberia Nova достойна всяческой поддержки. Желаю ей успехов!

На вопрос создания «Смуты» нужно смотреть шире. Впервые государство и игроделы сработали в одной команде и выпустили совместный продукт. Хотя еще пару лет назад никто из них не скрывал взаимной неприязни. И это отчетливо проецировалось на общество и бизнес.

Взявшись отработать госконтракт, ребята поступили профессионально: планово сообщали о ходе разработки проекта, публиковали предварительные результаты, а главное — уложились в срок, честно отработав средства.

Надо ведь с чего-то начинать. Нельзя просто так взять и начать делать игры. Наработка компетенций в любой сфере — длительный процесс. Цель поручения президента и «Смуты» — положить начало производству серьезных проектов, получить опыт разработки, управления ею, маркетинга и коммерциализации. Неудачи тут даже важнее успехов: на ошибках учатся.

Дальше отрасли нужно надеяться на частные средства, искать инвестиции и возможности продвижения на рынках дружественных стран. Тогда успех будет не меньше, чем у сериала «Слово пацана».

Надеюсь, «Смута» поменяет отношение государства, бизнеса и россиян к отечественным видеоиграм, в них перестанут выискивать деструктивные смыслы, а будут рассматривать как инструмент развития, в том числе мягкой силы, в них начнут инвестировать по-крупному, как-говориться, играть вдолгую.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий