В последние полтора года Россия переживает достаточно сложный период. Впрочем, как сказал когда-то известный философ, во всем нужно искать хорошую сторону. В данном случае повод для оптимизма вызывает то, что российские власти наконец-то задумались о развитии ИТ-сферы и загубленных когда-то отраслей — например, станкостроения.
И все равно находятся люди, которые по-прежнему считают страну, где они родились и выросли, дикими задворками мира. Они прямо пишут об этом в своих блогах. Но когда речь заходит о деньгах, которые эти люди могут получить от российских рекламодателей, то они оперативно удаляют написанное и мгновенно «переобуваются». Очень странно, что зачастую службы безопасности компаний не могут распознать таких оборотней и, по сути, содействуют враждебным силам.
Автор этих строк специализируется на эксклюзивных материалах и по роду своей деятельности постоянно мониторит массу ресурсов — от сайтов государственных структур до социальных сетей. Рыская по просторам Сети, можно отыскать реально интересную тему для очередной публикации.
На днях я решил выяснить, у кого размещают свою рекламу крупные компании, которые в том числе работают с государственным заказом, получая деньги за свои услуги из российского бюджета. И некоторые результаты этого мониторинга меня ошеломили.
Выяснилось, что ряд крупных ИТ-компаний и сотовых операторов не гнушаются размещать рекламу у медиаличностей с сомнительной репутацией. Например, в Telegram-каналах опубликованы скриншоты постов петербургского тревел-блогера Глеба Степанского, автора сообщества «Блог Глеба и зрелищ», где он поливает грязью как РФ, так и население страны, а кроме этого, упоминает события, которые в России признали фейками. Высказывания блогера напрямую подпадают под уголовную статью.
Видимо, осознав, что он ходит по тонкому люду, Степанский через некоторое время удалил свои посты. Но благодаря web.archive и другим подобным ресурсам, где можно посмотреть любую информацию, которая когда-то публиковалась на тех или иных сайтах, посты сохранились. Как говорится, интернет помнит все. Если ты оставил в соцсетях цифровые следы, то полностью удалить их будет уже проблематично.
Несмотря на взгляды блогера, ООО «Т2 Мобайл» (юрлицо сотового оператора Tele2) и ООО «Скилфэктори» (юрлицо онлайн-школы Skillfactory) не постеснялись заказать у него рекламу. Это указал сам Степанский в соответствующих постах. Вот как прокомментировали в Skillfactory мой на запрос по поводу рекламы у блогера: «В своих коммуникациях прежде всего мы транслируем ценность образования, и стараемся доносить аудитории пользу наших продуктов. Поэтому на блогеров и каналы для размещения мы также в первую очередь смотрим с точки зрения аудитории потенциальных студентов, которым мы можем быть полезны. Передали ваше письмо ответственным специалистам внутри, тщательнее посмотрим на размещения».
Что касается Tele2, то в пресс-службе мне заявили, что не станут комментировать сложившуюся ситуацию.
Во всей этой ситуации удивляют два момента. Во-первых, моральные принципы Степанского и подобных ему блогеров. Если ты считаешь россиян ниже себя, а саму страну — отсталой, то почему пытаешься заработать в ней деньги, а не зарабатываешь их в стране, которая, по-твоему, лучше?
Во-вторых, подход самих компаний. По данным системы «Контур.Фокус», как минимум одно из разместивших у Степанского рекламу юрлиц находится в санкционных списках. И при этом не гнушается сотрудничеством с человеком, который публично поддерживает государства, наложившие ограничения.
Впрочем, давно известно, что деньги не пахнут. И описанная мной ситуация в очередной раз доказывает этот устоявшийся тезис.