«На кого, волчара, горбатишься?»
Я ознакомился с роликом, который не понравился представителям ООО «ЛайтКом». Если честно, то еще до его публикации в сентябре 2023 года было ясно, что компания обратится в суд, поскольку сочтет видео «заказным».
Во время съемок ролика Горшенин провел скрупулезную работу. Он долго пытался достучаться до представителей «ЛайтКом» и «Миландр», которые упоминаются в видео. Однако уже на этом этапе менеджеры обеих компаний стали задавать ему вопрос, не является ли материал заказным.
Опасения «ЛайтКома» выглядят вполне логичными. Мне довелось поработать в строительной сфере, где участники рынка готовы перегрызть друг другу глотки и не гнушаются прибегать к самым грязным приемам. Среди них — жалобы на конкурентов в Госстройнадзор, прокуратуру и МВД, обвинения в несоблюдении техники безопасности и пособничеству нелегальной миграции. Доходило даже до искусственной организации акций протеста градозащитников против сноса того или иного здания. Целью было затормозить работу конкурирующей компании и побудить заказчика сменить ее на другого подрядчика.
И это я еще ничего не говорю про обвинения конкурентов в попытках рейдерского захвата и наездах на другие компании с участием представителей силовых структур. Тот, кто поработал в строительной сфере, уже ничему не удивляется. И никого не боится, кроме себя самого.
В случае с Горшениным ситуация несколько иная. Судя по тому, насколько дотошно Максим подошел к сбору материала для своего ролика, он преследовал другие цели. Я бы уже после первого звонка в «ЛайтКом» прекратил попытки добиться от них комментария. Ибо у меня подход простой: «Не отвечаешь сразу на мои вопросы? Тогда получи медийный страпон в соответствующее место!». А блогер Горшенин настойчиво пытался достучаться до представителей компании, однако с каждым разом натыкался на стену непонимания. Я убежден, что Горшенин — патриот и ратует за переход на отечественные решения, а не выполняет чей-то заказ.
В итоге ролик смонтировали и опубликовали без отражения позиции «ЛайтКома». В видео Горшенин выпаял из монитора чип, заявленный компанией как основной, затем включил устройство, а оно продолжило работать как ни в чем ни бывало. Факт нечестной борьбы за госзаказ налицо, и отрицать его бессмысленно.
Солидные люди признают проблемы
Если профессионалу говорят в лицо правду, опираясь на факты, то он должен уметь признавать проблемы. Я неоднократно бывал на мероприятиях крупных телеком-компаний и задавал топ-менеджерам крайне неприятные вопросы, на которые они всегда отвечали прямо, не уклоняясь и не обижаясь.
В июне 2023 года я задал неудобный вопрос главе «Ростелекома» Михаилу Осеевскому. На новом производстве компании в Санкт-Петербурге оборудование для создания плат оказалось зарубежным, и надо было понять, когда оператор планирует полноценно заняться импортозамещением.
«Чудес в природе не бывает. Везде надо двигаться поэтапно. Понятно, что у нас отсутствуют производители такого рода оборудования. Конечно, мы должны будем двигаться в сторону появления таких решений и у нас. Наверное, мы будем обсуждать эту тему с другими похожими на нас предприятиями — с тем, чтобы объединить усилия и наладить выпуск такого оборудования. Известный вам подход под названием индустриальные центры компетенции, который сейчас активно реализует правительство, это и задача, которую поставил председатель правительства Михаил Мишустин, она правильная, когда объединяются компании отрасли для того, чтобы решить проблему [технологического] суверенитета. Думаю, что и здесь такой подход может и должен иметь место», — пояснил тогда Осеевский.
Спустя два месяца я посетил мероприятие на стадионе «Газпром Арена». Футбольный клуб «Зенит» тогда подписал соглашение с компанией «Консист Бизнес Групп», которая обязалась перевести часть систем первого на отечественное решение.
Поскольку в последнее время российские министерства и госкорпорации начали запрещать своим сотрудникам пользоваться техникой Apple и побуждать их переходить на отечественные ИТ-решения (смартфоны на базе операционной системы «Аврора»), то я спросил у председателя правления «Зенита» Александра Медведева, не собирается ли клуб вводить подобную практику у себя. Ведь он тоже имеет косвенное государственное участие через компанию «Газпром». И руководитель «Зенита» тоже признал, что в стране загубили микроэлектронику.
«Что касается ИТ-решений, то у меня в ящике до сих пор лежит телефон Yota, который мне подарили. Я пытался им пользоваться, но он как-то потихоньку стал гаснуть. Конечно, элементная база является ключом к развитию наших всех продуктов — и индивидуальных, и корпоративных. Вопрос в том, сколько времени нужно, чтобы восстановить то, что мы потеряли — а у нас в свое время была мощная элементная база, пускай и на другой платформе», — пояснил Медведев.
Именно так и поступают профессионалы: признают проблемы и ошибки. А мелочные люди сначала отказываются общаться, а потом, когда им дадут информационной дубиной по голове, обижаются и подают в суд.
На импортозамещении можно ставить крест
Своим иском «ЛайтКом» открыл ящик Пандоры. Потому что теперь таких судебных процессов станет много, и каждый второй участник рынка начнет подозревать патриотически настроенных журналистов в «заказухе».
Нужно понимать, что если российские производители продолжат закупать китайские решения и хитро выдавать их в своих устройствах за отечественные, то мы никогда и ничего своего не сделаем. Чтобы человек чему-то научился, его нужно поставить в такие условия, чтобы он понял: если не овладеет необходимым навыком, то жить ему дальше будет тяжело. Российские власти вроде стараются поставить отечественных вендоров в такие условия, однако те научились приспосабливаться и обходить жесткие требования. А в те моменты, когда люди вроде блогера Горшенина выводят компании на чистую воду, демонстрируя общественности суть схемы по обходу запретов, они обижаются и бегут в суд.
Таким образом, даже реалии специальной военной операции с многочисленными антироссийскими санкциями не дадут толчок развитию общественной микроэлектроники. Потому что мы не хотим создавать свое. Мы хотим и дальше зарабатывать на продаже чужого.