img23 января 2024 в 16:55

Прыжок веры

В начале февраля стартуют официальные продажи гарнитуры смешанной реальности Apple Vision Pro. Многие российские разработчики хотели бы сделать продукты для этой платформы, но по известным причинам риски слишком высоки. Да и в целом из-за ряда санкционных ограничений популярность техники Apple была подорвана, рассуждает в своей колонке для «Телеспутника» директор по стратегическим коммуникациям Spider Group Алексей Лисовицкий.

В начале февраля стартуют официальные продажи гарнитуры смешанной реальности Apple Vision Pro. Многие российские разработчики хотели бы сделать продукты для этой платформы, но по известным причинам риски слишком высоки. Да и в целом из-за ряда санкционных ограничений популярность техники Apple была подорвана, рассуждает в своей колонке для «Телеспутника» директор по стратегическим коммуникациям Spider Group Алексей Лисовицкий.

Разговаривать об Apple Vision Pro необходимо в связке с ситуацией с российской инфраструктурой Apple в целом. По моим личным наблюдениям, российские разработчики позитивно настроены относительно официального возвращения техники Apple на потребительский рынок. Если американская компания вслед за Европой откроет возможность оплачивать товары в App Store через внешние платежные сервисы, это вернет финансовую отдачу авторам решений, которым интересен локальный потребитель. Однако даже при этом сохраняется вопрос технологического суверенитета, основой которого являются закупки в государственный и корпоративный сектора. А здесь у России с Китаем схожая позиция — ограничивать проникновение электроники из недружественных стран и давать преференции своим. 

Это важный момент: государство и корпорации с госучастием занимают львиную долю российской экономики. Они обеспечивают спрос, обладают финансами на крупные проекты и поэтому ориентируют на себя внимание технологических компаний, разработчиков. Если госсектор примет решение избавиться от оборудования компании из Купертино, разворот начнет весь федеральный рынок. Процесс будет не моментальный, он займет несколько лет, в которые Apple будет терять позиции сначала в B2B- и B2G-сегментах, а затем и в B2C-сегменте, что станет следствием снижения доступности и удобства сервисов на iOS, iPadOS, macOS, watchOS и visionOS.

Сейчас многие вещи, такие как оплата и финансовые операции, на технике Apple делать неудобно. Это подрывает ее популярность и иногда перевешивает хорошие качества.

Но государство не торопится рубить с плеча, потому что нужно предложить местную замену. Смартфоны на «Авроре» начинают проникновение в организации, не затрагивая частного потребителя. Аналоги лишь маячат на горизонте. Huawei осторожно разворачивает Harmony в Китае. А единственным массовым аналогом устройств Apple для россиян является техника на Android или AOSP, то есть тоже под контролем США. Здесь надо меньше говорить и больше работать над альтернативами, поддерживать отечественные экосистемы, такие как «Аврора» и RuStore, а именно создавать выгодные условия для перехода в них независимых разработчиков, студий, интеграторов. Мы стараемся подавать пример, в прошлом году Spider Group стала партнером «Открытой мобильной платформы».

Если обратиться к Apple Vision Pro в отрыве от политико-экономической конъюнктуры, то это передовое устройство, одни из самых высокотехнологичных и производительных очков смешанной реальности в мире. В потребительском секторе у них нет конкурентов в данном ценовом сегменте. В корпоративном они появляются и бывают намного дороже: это устройства Varjo, Pimax, ряда менее известных производителей. Но говорить о конкуренции разумно только в разрезе конкретных запросов аудитории, характеристик продукта. Абстрактно и в целом это имеет мало смысла. Например, простой покупатель в магазине скорее выберет Quest (VR-очки компании Oculus, — прим. ред.), которые дешевле в семь раз, удобны, предлагают понятный набор развлечений. Без излишеств, но все равно на хорошем уровне. 

Apple предстоит доказать, что при высокой цене Vision Pro обладают потребительскими качествами, которые заставят людей их покупать.

Одного желания, вызванного маркетинговой кампанией, тут мало. Если очки неудобно носить или на них мало прорывного софта, журналисты и блогеры быстро выведут отзывы недовольных клиентов в топы поисковых систем. Купертинцы должны провести колоссальную работу по оптимизации устройства, созданию экосистемы, налаживанию международных продаж, локализации и приведению платформы в соответствие законам разных стран.

Для разработчиков старт продаж нового класса устройств Apple — это прыжок веры. Совершить его намного проще тем, кто зарабатывает на Западе: там будет основной массовый спрос. Остальным лучше внимательно просчитать риски и узнать у своих пользователей, будут ли они покупать Vision Pro.

Нам известно, что многие российские разработчики хотели бы сделать продукты на Vision Pro. Но сегодня для этого нужно иметь резиденство или компанию в другой стране, отвести сбыт в России на второй план. Если нужны инвестиции — тем более. Нужно иметь подходящие компетенции, такие как нативная разработка или работа в Unity (кроссплатформенная среда разработки видеоигр, — прим. ред.), потому что пока альтернативных средств создания приложений для visionOS нет.

Эксперименты в создании софта под новые очки идут в режиме секретности. Это обусловлено политикой, продуктовыми и инвестиционными стратегиями, банальной неготовностью что-либо показать. Но в эту сторону смотрят многие. Кто-то собирается с силами перед прыжком веры, а кто-то смотрит, как пойдут дела. Все-таки у Apple бывают и удачи, и неудачи. Но без понимания рынка тут делать нечего.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий