По словам, аналитиков компании, утечки, а также невозможность получить доступ к данным в результате шифрования стали самыми частыми причинами, по которым компании чаще всего обращались за помощью по реагированию на инциденты.
Компрометация через подрядные организации встречалась и раньше, но в этом году доля таких инцидентов выросла и составила 7 %. Такой вектор позволяет атакующим через одну взломанную организацию получить доступ иногда к десяткам жертв. Для обнаружения подобных инцидентов требуется больше времени, так как для пострадавшей организации действия атакующих часто выглядят очень похожими на легитимные действия сотрудников подрядной организации.
Самым распространённым методом начальной компрометации (42 % случаев) в 2023 году оставались уязвимости в публично доступных приложениях — почтовых и веб-серверах, серверах удаленного доступа и т.п. (треть из них были атакованы через уже известные уязвимости). На втором месте (29 %) — использование учётных данных пользователей, скомпрометированных в том числе в результате атак методом перебора паролей.
Основной угрозой для организаций любых отраслей остаются шифровальщики. В 2023 году с ними был связан каждый третий инцидент (33 %). Чаще всего это были атаки Lockbit (28 % случаев от общего количества атак шифровальщиков), BlackCat (13 %), Phobos (9 %) и Zeppelin (9 %). Половина всех атак с шифровальщиками начиналась с компрометации публично доступных приложений, ещё 40 % атак использовали скомпрометированные учётные данные, в остальных 10 % случаев атака происходила в результате фишинга либо использования доверительных отношений. Большая часть атак с шифрованием данных заканчивалась в течение суток (43 %) или дней (33 %), 13 % атак длились неделями и 11 % ― больше месяца.
В ходе практически всех долгих атак с применением шифровальщиков, которые длились недели и месяцы, данные подвергались не только шифрованию, но и утечкам. Доля компаний, столкнувшихся с утечками данных, выросла и составила 21 % от общего числа инцидентов.
«Сложность инцидентов, связанных с компрометацией через подрядные организации, в том, что не все компании, через которые были атакованы их клиенты, понимают необходимость провести полномасштабный анализ и идут на сотрудничество. В большинстве случаев риск проникновения через распространённые векторы атак, такие как эксплуатация уязвимостей в публично доступных приложениях, скомпрометированные учётные записи, вредоносные письма, можно снизить с помощью превентивных мер ― своевременного управления обновлениями, использования многофакторной аутентификации, внедрения антифишинговых решений и повышения цифровой грамотности сотрудников», ― комментирует руководитель глобальной команды по реагированию на компьютерные инциденты «Лаборатории Касперского» Константин Сапронов.
Ранее «Телеспутник» писал, что мошенники стали использовать новую для России схему. Она позволяет отправлять фишинговые ссылки клиентам банков от имени одного из сервисов компании Google под названием Looker Studio.