России нужно ускорение темпов роста «домашнего» IoT
Конференция собрала более 100 экспертов ИТ-индустрии, среди которых были представители как российских, так и зарубежных компаний, ассоциаций и институтов развития, основатели технологических стартапов, журналисты и энтузиасты высоких технологий.
Инициатором конференции, предложившим ее тему, стало издательство «Теле-Спутник», идею поддержали Фонд развития интернет-инициатив и Ассоциация интернета вещей, выступившие равноправными соорганизаторами форума. Замысел организаторов объяснил главный редактор «Теле-Спутника» Александр Калигин: среди множества мероприятий, в повестке которых так или иначе фигурирует Интернет вещей, профильных конференций, посвященных его потребительскому сегменту, до сих пор нет, хотя налицо множество проблем, для преодоления которых необходима полноценная дискуссионная площадка. Общим местом стали рассуждения о том, промышленный IoT в РФ развивается быстрее, чем IoT для конечного потребителя, а о массовом интересе, в отличие от стран Северной Америки и Европы пока говорить не приходится. Более того, среди потребителей преобладает точка зрения, которую обозначил директор Ассоциации Интернета вещей Андрей Колесников. Он признался, что не понимает, зачем оснащать умными функциями собственный дом.
Иная ситуация на рынке США. По данным Андрея Колесникова, по итогам 2016 года в стране насчитывалось более 31 млн инсталляций систем умного дома, объем рынка домашней автоматизации составил $10 млрд, увеличившись за год на 58%. В 2021 году ожидается, что рынок вырастет до $27 млрд, в стране будет уже 73 млн умных домов», что позволит говорить об этом рынке как одном из самых массовых. В Европе сейчас 10,9 млн домовладений оснащены смарт-системами, а к 2021 году прогнозируется, что таких домов будет уже 83 млн, а объем рынка вырастет в 11 раз: до $33 млрд.
Очевидно, что о подобных масштабах домашней автоматизации в РФ пока можно только мечтать. Заместитель директора ФРИИ по технологическому развитию Сергей Алимбеков выразил мнение, что причина отставания российского потребительского IoT в недостаточном числе стартапов, предлагающих системы и устройства конечному пользователю, и выразил надежду, что уже в ближайшем будущем ситуация изменится, а запущенные проекты смогут отыскать востребованные ниши на «бытовом» рынке.
В свою очередь, директор по развитию производств холдинга GS Group Алексей Мохнаткин поделился мнением, что на Западе бурный рост потребительского IoT связан с активными усилиями производителей электронных чипов, для которых это перспективный рынок. В России же, в силу скромных объемов производства электронных компонентов, зарубежные поставщики чипов практически не продвигают технологии потребительского Интернета вещей, что актуализирует в нашей стране опережающее развитие как производства законченных устройств, так и необходимой для них микроэлектронной базы.
Алексея Мохнаткина поддержал руководитель направления «IoT. Электроника. Системы хранения, обработки и передачи данных», старший проектный менеджер фонда «Сколково» Сергей Воинов, из слов которого следовало, что российский потребительский IoT может и должен развиваться на основе отечественных комплектующих. «Выход на рынок чипов для компании начинается с вложений в несколько десятков миллионов долларов, и для предприятия это большой риск. Поэтому сегодня на базе «Сколково» мы объединяем российские компании, которые занимаются производством чипов, и помогаем им выйти на рынок», – пояснил Сергей Воинов.
Руководитель GR и стратегических проектов «Лаборатории Касперского» Андрей Ярных рассказал о «теневой» стороне роста популярности подключенных устройств на Западе: злоумышленники поставили на поток создание вредоносного ПО именно для этого вида гаджетов, так, что на базе объединенных в сети приборов паразитируют мощные ботнеты, от действий которых уже страдают рядовые пользователи не только смарт-устройств, но и обычных ПК. В этой связи Андрей Ярных призвал использовать для устройств IoT ПО обеспечения без лишнего функционала, усиливать ответственность за киберпреступления, фильтровать трафик, наконец, обучать цифровой гигиене и повсеместно использовать антивирусы.
Российские IoT-проекты как катализаторы отечественного потребрынка
Во второй части конференции была представлена палитра IoT-проектов, дающая представление и о технологиях, с которыми потребителям придется столкнуться уже в обозримом будущем, и о бизнес-моделях формирующегося россиийского рынка «бытового» Интернета вещей.
Директор по развитию компании iRidium mobile Николай Русанов поделился опытом продвижения российского ПО на зарубежный рынок, в результате которого 80% выручки iRidium mobile получает за рубежом. iRidium mobile разрабатывает решения для управления «умным» домом, большая часть которых используется на высококонкурентном инсталляционном рынке. По словам Николая Русанова, пока «умный» дом интересен наиболее продвинутому слою массовых потребителей, но на пути к полноценному массовому рынку производители, интеграторы и инсталляторы должны преодолеть настоящую пропасть. В iRidium mobile убеждены, что уже оформились тренды, позволяющую ее перепрыгнуть: это искусственный интеллект и большие IoT-платформы. Впрочем, другие участники дискуссии выражали скепсис в востребованности и эффективности технологий искусственного интеллекта в обозримой перспективе.
Одну из упомянутых Николаем Русановым платформ представил старший менеджер стратегических проектов облака IoT Jasper Cisco Леонид Денисов. На основе Jasper Cisco уже массово производятся устройства, которые позволяют легко развертывать у потребителя смарт-системы с использованием облачных технологий.
Другой подход к созданию массового продукта был представлен в презентации GS Group. Всеобщий интерес и множество вопросов вызвал инновационный проект холдинга, о котором рассказал Алексей Мохнаткин. Основная продукция GS Group — телевизионные сет-топ-боксы (STB) — стала по-настоящему востребованной у широкого круга потребителей, она занимает половину соответствующего рынка в РФ, поэтому у холдинга есть основания полагать, что именно STB может стать ядром для формирования массового спроса на системы умного дома. В самом GS Group уже далеко продвинулись в практическом воплощении концепции «ТВ-приставка как центральный хаб «умного» дома», следовало из выступления Алексея Мохнаткина. В частности, апробирован функционал будущего решения, включающего локальное управление светом и электроприборами, автоматические базовые сценарии, удаленное оповещение и управление «умным» домом и бытовой техникой, а также оповещения о показателях здоровья, включающие передачу данных в медицинские центры. Алексей Мохнаткин признал, что не ждет мгновенного, взрывного роста востребованности предложенного решения, но в холдинге делают ставку на последовательную, планомерную работу с партнерами по созданию масштабной экосистемы с контроллерами, датчиками и оконечными устройствами как от самого GS Group, так и других производителей. В холдинге ориентируются на сохранение в течение нескольких лет текущей ситуации «хаоса протоколов», поэтому в продукте GS Group для «умного» дома будут использованы основные протоколы беспроводной связи, получившие рыночное признание.
Основатель THRONE Systems Михаил Куликов, генеральный директор «Лаборатории Кьюту» Мартын Нунупаров и технический директор ГК «Вавиот» Сергей Омельченко представили российские проекты, в той или иной степени нацеленные на рынок потребительского IoT. Все они уже коммерциализируются, выстраивают партнерские системы и формируют клиентскую базу, что дает надежду на формирование жизнеспособной российской среды поставщиков потребительского IoT. Зная реалии отечественного рынка и особенности спроса российских потребителей, они могут уже в ближайшие годы создать продукты, которые не вызовут у покупателей того разочарования, с которым столкнулся другой спикер конференции — Владислав Зайцев. Будучи настоящим энтузиастом домашних смарт-систем, он на практике перепробовал множество доступных в России решений зарубежных вендоров, но так и не нашел варианта, который удовлетворил его в полной мере.
Развитие российского рынка потребительского IoT будет происходить в ближайшее время за счет умножения числа подобных Владиславу Зайцеву фанатов домашней автоматизации, которые будут формировать базу искушенных потребителей, за которыми потянутся и рядовые пользователи.
Подводя итоги конференции, Андрей Колесников выразил уверенность в перспективах отечественного сегмента b2c-рынка «Интернета вещей». «Бурный рост рынка потребительского IoT у нас еще впереди, после нашей конференции я в этом уверен», – подчеркнул Андрей Колесников.
Со своей стороны, «Теле-Спутник» намерен и в дальнейшем не только пристально следить за ключевыми событиями и тенденциями на пути формирования в РФ цивилизованного Интернета вещей «с человеческим лицом», но и создавать площадки для встреч участников этого рынка.
Видеозапись конференции доступна здесь.
______________________Подпишитесь на канал «Теле-Спутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «Теле-Спутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.