Банки идут на голос
Намерение Сбербанка внедрять технологии голосового взаимодействия с клиентами, основанные на умных колонках, не уникально. Американские банки на протяжении последних трех лет развивают собственные так называемые навыки для самого популярного в США голосового помощника Amazon Alexa, распространение которого в первую очередь связано с успехом смарт-колонки Amazon Echo и выстраиваемой вокруг нее экосистемы сервисов, в том числе финансовых — от тех финансовых компаний, которые сочли для себя целесообразным создавать навыки.
Для американских банков главная причина сближения с голосовыми ассистентами и умными колонками — популярность соответствующих устройств и интерфейсов. По данным аналитического агентства eMarketer, в 2019 году в США хотя бы раз в месяц голосовыми помощниками на своих девайсах пользовались 111,8 млн человек. А самыми распространенными из них стали Amazon Alexa, Apple Siri и Google Assistant. Впрочем, как отмечает издание American Banker, по итогам 2019-го в США лишь около дюжины банков и эмитентов кредитных карт, среди которых Ally Financial, Capital One и U.S. Bancorp, запустили собственные навыки для Alexa, а финансовые транзакции с применением голосовых интерфейсов еще не стали массовыми. Используемые сейчас навыки финучреждений позволяют клиентам проверять баланс своего счета и результаты последних транзакций — для этого достаточно произнести несколько ключевых слов в зоне слышимости устройства с поддержкой Alexa. Ожидается, что в ближайшее время появятся более сложные навыки, позволяющие клиентам оплачивать счета с кредитных карт, переводить деньги между счетами, проверять сроки оплаты счетов, находить ближайший филиал или банкомат финучреждения.
Сбербанк задает тренд
В своем стремлении идти в ногу со временем, осваивая перспективные способы взаимодействия с клиентами, зарубежные банки не заходят так далеко, как это может сделать Сбербанк, — они не разрабатывают собственные голосовые ассистенты и уж тем более умные колонки. О том, как именно Сбербанк намерен использовать свою колонку и голосовой интерфейс, информации пока немного — само финансовое учреждение не раскрывает соответствующие планы и не комментирует, как они реализуются.
«Первым шагом в этом направлении стал выпуск принадлежащей Сбербанку компанией “СберДевайсы” ТВ-приставки Okko Smart Box, которая позволяет смотреть контент Оkko, YouTube и стриминг линейных телеканалов. Следующим шагом станет выпуск собственной умной колонки», — рассказывает директор практики индустрии медиа и развлечений «PwC Россия» Александр Кардаш. По его мнению, скорее всего, эта колонка будет нацелена на предоставление быстрого доступа ко всем сервисам Сбербанка, и банковским, и небанковским. Фактически лидирующее российское финансовое учреждение применит подход Amazon, считает Александр Кардаш.
По данным РБК, Сбербанк может представить умную колонку в 2020 году. С августа 2019-го банк ищет специалистов для направления «СберДевайсы», размещая на сайтах подбора кадров вакансии со следующим описанием: «У вас есть шанс в составе команды SberDevices стать создателем нового устройства и поучаствовать в полном цикле рождения уникального в своем роде продукта для многомиллионной аудитории B2C- и B2B-продуктов». На разработку именно умной колонки указывает требование к одной из вакансий — наличие опыта создания NLP-платформы (Natural Language Processing — распознавание естественного языка — прим. «Теле-Спутника»).
С февраля 2019 года проектом разработки умной колонки в Сбербанке может заниматься Константин Круглов, руководивший в «Яндексе» разработкой самой популярной в настоящее время в РФ умной колонки — «Яндекс.Станции». По информации vc.ru, после ухода с поста директора по экспериментальным проектам «Яндекса» он занял пост старшего управляющего директора и главы департамента управления данными в Сбербанке. Известно, что Константин Круглов занимается в финансовом учреждении направлением, которое может стать важной частью клиентской экосистемы банка, — речь идет о сервисе DataCloud, цель которого — анализ пользователей по их цифровым следам.
Еще одно ключевое отличие стратегии Сбербанка от американских финучреждений, интегрирующихся с существующими платформами, — разработка собственного голосового интерфейса, который может стать основным для будущей смарт-колонки. СМИ сообщали, что группа компаний «Центр речевых технологий» (ЦРТ), в которой Сбербанку принадлежит 51%, разрабатывает голосовой помощник «Варвара». «Коммерсант» писал, что ЦРТ может монетизировать «Варвару» не только через смарт-колонку Сбербанка. В частности, обсуждается сценарий продажи лицензий на интеграцию ассистента с различными гаджетами или платформами или подключения из облака. Учитывая, что ЦРТ занимается технологиями распознавания не только голоса, но и лиц, нельзя исключать, что «Варвара» будет способна работать с различными биометрическими датчиками, необязательно голосовыми.
Основатель IoTraining и генеральный директор компании Larnitech RUS Николай Русанов считает, что умная колонка нужна Сбербанку не для финансовых задач. «Мне кажется, глава Сбербанка Герман Греф себя видит Джефом Безосом (основным акционером и главой Amazon — прим. «Теле-Спутника»), для которого финансовый бизнес — просто основа, позволяющая развивать множество никак не связанных с ним направлений», — пояснил Николай Русанов.
Банки как продавцы контента и еды
О масштабах создаваемой Сбербанком цифровой экосистемы косвенно свидетельствует подача финансовым учреждением в ноябре 2018 года в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) заявки на интеллектуальный холодильник. Банк запатентовал холодильник с датчиками и камерами для наблюдения за состоянием и количеством продуктов, их сроком годности, способный передавать данные о том, что лежит на его полках, в мобильное приложение или веб-интерфейс. Отправлять перечень продуктов или их фото холодильник сможет по Wi-Fi либо сотовой связи. В качестве автора изобретения в заявке указан сотрудник Сбербанка Алексей Ерошкин, выступавший на мероприятиях в должности технического директора лаборатории интернета вещей в структуре банка.
И смарт-колонка, и умный холодильник — неотъемлемые элементы умного дома в том виде, как его развивают крупные зарубежные производители бытовой техники и потребительской электроники. Так, компания LG уже четыре года продвигает домашнюю смарт-экосистему, хабом которой является именно умный холодильник, коммуницирующий с членами семьи, в том числе через голосовой интерфейс и смарт-динамики.
В России умный дом с голосовым управлением пока не стал отчетливым рыночным явлением. Директор по развитию Life Control Владимир Григорчук говорил «Теле-Спутнику», что разработчики интеллектуальных домашних устройств надеялись, что запуск «Яндексом» голосового ассистента «Алиса» в 2017 году даст сильный толчок для популяризации умного дома в России, но этого не произошло.
Интеграцией голосовых платформ с одним только онлайн-кинотеатром Okko Сбербанку вряд ли удастся сформировать массовый рынок
По словам руководителя отдела продаж и партнерского направления Just AI Светланы Ивановой, проблема здесь связана со сложностью интеграции умной колонки «Яндекса», голосового помощника «Алиса» и сторонних сервисов. Эксперты отмечают, что уже сформировался большой спрос на интеграцию различных сервисов в экосистемы, но их развертывание тормозит отсутствие единых стандартов: чтобы попасть в экосистему того же «Яндекса», требуется потратить время и средства на доработку конкретного продукта. В то же время, поскольку «Яндекс» выпустил умную колонку первым в стране, он пока опережает других игроков в развитии своих смарт-продуктов, способных стать частью экосистемы. А сооснователь компании NotAnotherOne (участвовала в разработке «Яндекс.Станции») Игорь Михненко говорит, что сейчас разработать новую колонку с точки зрения аппаратного обеспечения стало намного легче, чем 3—5 лет назад. И Николай Русанов считает, что у Сбербанка есть шансы догнать «Алису», поскольку, по его мнению, пик спроса на эти сервисы еще впереди. «”Яндекс.Станция” пока продается совсем не миллионными тиражами. Если предположить, что в следующем году в России случится то, что в 2018-м случилось в США, где умные колонки были проданы десятками миллионов, то у Сбербанка есть еще примерно год на создание [своего смарт-динамика и голосового помощника]», — рассуждает Николай Русанов. По его наблюдениям, 90% пользователей голосовых интерфейсов в реальной жизни используют очень малое количество функций — запускают музыку и таймеры, делают поисковые запросы. «Скоро в топ функций войдут функции умного дома. Все это Сбербанк вполне может сделать сам или купить готовые стартапы», — прогнозирует Николай Русанов.
И здесь особенно пристально стоит наблюдать за развитием смарт-функций, в том числе голосовых команд, интегрированных с видеосервисом Okko (принадлежит Сбербанку в составе Rambler Group — прим. «Теле-Спутника»). По сути, Okko уже вошел в клиентскую экосистему Сбербанка — потребители его финансовых услуг могли стать подписчиками видеосервиса бесплатно в рамках акции по бонусной программе «Спасибо». Учитывая, что первым устройством «СберДевайсов» стала именно ТВ-приставка для Okko, можно с большой долей уверенности утверждать, что будущая смарт-колонка и голосовой помощник будут интегрированы с онлайн-кинотеатром. Более того, связка Okko — «Варвара» может стать драйвером голосового интерфейса в экосистеме Сбербанка, поскольку синергия видеосервисов и голосовых платформ, пока совершенно не заметная в России, уже вполне отчетливо видна в Европе, Северной Америке и Китае.
Александр Кардаш ссылается на зарубежные источники, согласно которым 20—30% пользователей интернета используют голосовые команды при просмотре видео в ОТТ-сервисах. «Интересно, что около 90% владельцев умных колонок имеют подписку на один из ОТТ-сервисов, то есть их аудитории очень сильно пересекаются. Статистики по России нет, но разумно предположить, что использование голосовых помощников — в основном пользователями умных колонок — будет расти и просьба запустить видеосервис станет одной из самых распространенных команд», — рассуждает Александр Кардаш.
В то же время, по его мнению, применение голосовых помощников и умных колонок намного шире, чем ОТТ-сервисы. «Именно поэтому разработкой голосовых ассистентов и умных колонок занимаются экосистемы с большим разнообразием сервисов, к примеру Amazon, Apple», — поясняет директор практики индустрии медиа и развлечений «PwC Россия», напоминая, что лидирующий в мире онлайн-кинотеатр Netflix не стал запускать собственную умную колонку и голосовой ассистент, а решил развивать смарт-функции через партнерство с Samsung. Он добавляет, что для российского ОТТ-рынка наличие или отсутствие голосового ассистента пока нельзя расценивать как важный фактор роста базы подписчиков — пользователей больше привлекает интересный контент, выгодное ценообразование и распространение через партнерские программы, в том числе бандлы, программы лояльности других сервисов. Это означает, что интеграцией голосовых платформ с одним только Okko Сбербанку вряд ли удастся сформировать массовый рынок. Только зрелищ явно недостаточно, абоненты будут просить еще и «хлеба» — именно поэтому, возможно, Сбербанк и запатентовал умный холодильник.
_________________________