В конце прошлого года от «Стриж Телематики», которую к тому моменту называли одним из лидеров формирующегося российского рынка LPWAN-сетей, отделилась компания «Вавиот». Чем стратегия вашей компании отличается от конкурента?
Мы продолжаем занимать лидирующие позиции на рынке «умных» счетчиков. Сейчас вкладываем в это все свои ресурсы, то есть наши счетчики будут дешевле и функциональнее. Помните первую модель Tesla, под названием Roadster - маленький автомобиль, который иногда взрывался и стоил дорого? Потом они сделали красивую машину, подешевле и получше, ну а сейчас это недорогой и доступный автомобиль. И я считаю, что внутри своего сегмента нужно постоянно совершенствовать продукт, потому что если лидирующие позиции уже заняты, зачем фокусироваться на чем-то еще? Нужно укрепить эту позицию и постараться еще дальше уйти от конкурентов.
Low-power Wide-area Network (LPWAN, «энергоэффективная сеть дальнего радиуса действия») — беспроводная технология передачи небольших по объему данных на дальние расстояния, разработанная для сетей телеметрии, M2M , IoT.
Ранее вы говорили, что объем продаж счетчиков в вашей компании достигает около 3,5 тыс. в месяц. Какие тенденции в продажах отмечаете в этом году?
Мы потихоньку растем, в целом все идет по плану, негативных трендов не ощущаем. У нас довольно диверсифицированный бизнес, поэтому мы не зависим от какого-то одного или нескольких клиентов - общий приток довольно стабилен. В этом году планируем, что все наши показатели как минимум в три раза превысят прошлогодние.
Правительство с 2018 года обязало застройщиков использовать автоматизированные системы учета тепла, а также анонсировало обязательную установку «умных» электросчетчиков. Это как-то отразилось на вашем бизнесе?
По сути, эти меры уже прописаны в законе об энергоэффективности. Но многие компании подходят к его исполнению формально. До сегодняшнего дня интерес застройщиков к «умным» системам учета потребления рос медленно. Представьте, что существует некая управляющая компания, которая ежемесячно получает от жильцов показания счетчиков. Но кто-то присылает данные, а кто-то нет, и к этой ситуации уже давно все привыкли. И вот вы приходите к руководителю этой компании и предлагаете установить «умные» счетчики, которые, так сказать, творят чудеса и сами отправляют в Интернет показания потребления воды. С одной стороны, он бы и не против попробовать эти новые технологии, но и сильно напрягаться председателю тоже не очень хочется - все-таки на это нужно потратить деньги и время. Но потом, скажем, его коллега из соседнего ТСЖ ставит такую систему, расхваливает ее достоинства, и отношение к технологии моментально меняется. И вот такой эволюционный процесс занимает время. Если помните, 10 лет назад никто не ходил с телефонами без кнопок, а сейчас уже очень редко встретишь кнопочные смартфоны.
Мы первыми в России начали коммерциализировать «умные» решения для ЖКХ, поэтому у нас есть определенное преимущество. Сейчас уже в «Сколково», резидентом которого является компания «Стриж Телематика», есть несколько компаний, которые пытаются конкурировать и делать похожее оборудование. Это говорит о росте рынка интеллектуальной диспетчеризации, который с появлением конкуренции будет только развиваться.
Тем не менее почему до сих пор крупные девелоперы слабо интересуются «умными» приборами учета?
У строителей есть внутренний конфликт. Одно подразделение строит жилье - оно заинтересовано сэкономить. А другое подразделение берет здание в эксплуатацию, и оно заинтересовано навести порядок. Но дело в том, что это разные карманы даже внутри одной компании, и те, кто строит, ни копейки не переплатят, чтобы кому-то другому в их компании было комфортнее. Поэтому мы с лидирующими застройщиками ведем переговоры, с такими, как «ПИК», например, а также с компаниями поменьше. Как правило, работаем на уже построенных проектах.
А какие именно технологии поставляете? Счетчики ЖКХ?
Да, счетчики воды, электричества и газа. Начиная с этого года также пользуются спросом разработки для «умного дома»: беспроводные датчики протечки и температуры, сенсоры системы безопасности.
Сколько это стоит для партнеров и абонентов?
Мы работаем через дилерскую сеть. Есть рекомендованная розничная цена, и есть система скидок для дилеров - от 20% до 40% от розничной цены. И мы сейчас работаем над снижением себестоимости, чтобы сделать цены ниже и увеличить скидку. Пока мы не настаиваем на регулярной абонентской плате — даем возможность людям попробовать нашу технологию. И опыт показывает, что абоненты, пользующиеся связью больше полугода, готовы за нее платить.
Сейчас много говорят о скором использовании 5G для IoT-сетей, отразится ли это на вашем бизнесе?
Изменений не будет — сценарии использования нашей технологии и у сотовых операторов разные. Они не могут на 5G сделать счетчик воды, а мы не можем в сети «Стриж» передавать видео. Речь идет просто о расширении рынка. Кому-то потребуется передавать данные со счетчиков воды и электричества, другим клиентам нужно организовать трансляцию с Facebook. Для работы счетчиков ЖКХ нужна небольшая емкость сети, речь идет буквально о битах и байтах. Когда, например, случается пожар, датчику нужно просто переслать сообщение: «Возгорание на 4-м этаже».
Возможна ли стандартизация радиотехнологий в вашей сфере, какая из них имеет шанс стать новым стандартом?
Расскажу, как обычно бывает. Например, есть сильный вендор, такой как Nokia или Huawei, который в какой-то момент разработал технологию, скажем, Wi-Fi, и громко заявил об этом. При этом появляется конкурирующая технология, условно назовем ее Bi-Fi. И по итогу продается тысяча устройств Wi-Fi и всего два Bi-Fi. Понятно, какую из них в итоге стандартизируют. Собственно, так это работает со всеми стандартами — с GSM и 4G тоже.
Я помню, лет семь назад активно продвигали технологию Wi-Max, ее в итоге стандартизировали во всем мире и даже ГОСТ получили в России, но она оказалась никому не нужна. А вот LTE, например - нестандартизированная технология в рамках межгосударственных институтов. Она принята в кругу небольшой «тусовки» вендоров, которые друг с другом договариваются. Если посмотреть на ассоциацию 3GPP (3rd Generation Partnership Project — прим. «Теле-Спутника»), которая утверждает стандарты, там все решают Ericsson и Huawei. И производителю LTE-чипов компании Oualcomm приходится поддерживать технологии этих двух гигантов. Получается, что эта стандартизация такая виртуальная, поэтому просто встречаться и договариваться: «А давайте мы это или то стандартизируем», на мой взгляд, не имеет смысла. Мы лучше выпустим устройство и продадим его тиражом 100 тысяч. Тогда оно само по себе станет стандартом.
_________________________
Подпишитесь на канал «Теле-Спутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «Теле-Спутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.