img
img21 ноября 2019 в 19:00

А поговорить?

В плане голосовых помощников, встраиваемых в смартфоны, колонки, часы и прочие гаджеты, Россия впереди планеты всей. Если не считать Китая, живущего своей жизнью, прогрессивное человечество пользуется «Алексой» от Amazon, голосовыми ассистентами Google и Siri. И то Siri — штука все-таки относительно нишевая, предназначенная только для «яблочной» техники.

В плане голосовых помощников, встраиваемых в смартфоны, колонки, часы и прочие гаджеты, Россия впереди планеты всей. Если не считать Китая, живущего своей жизнью, прогрессивное человечество пользуется «Алексой» от Amazon, голосовыми ассистентами Google и Siri. И то Siri — штука все-таки относительно нишевая, предназначенная только для «яблочной» техники.

А «Алиса» от «Яндекса» уже живет в десятках миллионах устройств. «Маруся» Mail.ru, как говорят, будет доступна для общения к концу этого года. «Тинькофф» пестует своего «Олега». Собственного голосового помощника, возможно, скоро представит и даже запакует в умную колонку Сбербанк.

Мы не производим смартфонов, ноутбуков, умных часов — вообще никакой портативной электроники. Китайские смартфоны под российскими шильдиками не в счет. У нас нет своей массовой операционной системы. Ну, ее, впрочем, ни у кого, кроме американцев и, возможно, китайцев, нет. У нас нет сетевого сотового оборудования — про более серьезные вещи я молчу. Зато в России в разной степени готовности — четыре голосовых помощника.

Как так получается? Почему в России с таким усердием взялись за разработку искусственного интеллекта, имитирующего человеческое общение? Можно, конечно, многое сказать про высокую квалификацию российских разработчиков, про то, что спустя почти 30 лет после появления в России рыночной экономики они, инвесторы и госслужащие (Сбербанк все же пока государственный) научились оценивать и предсказывать конъюнктуру спроса. C видеомагнитофонами, игровыми приcтавками, Hi-Fi пролетел СССР, со смартфонами и планшетами — Россия. В такой ситуации логично не изобретать велосипед и не запрыгивать в последний вагон поезда, который уже никуда не идет, а заниматься тем, что сейчас в моде на взлете — в общем, растет. По умным колонкам и голосовым помощникам мы если и отстали от Запада, то совсем немного.

А можно порассуждать и о загадочной русской душе и менталитете. Любит русский человек поговорить — и не просто поговорить, но и быть услышанным (и хорошо, если не принятым после высказанного правоохранительными органами). Это вам не Европа, послушно сидящая в Facebook, нам этого мало, нам еще подавай две национальные социальные сети. Но и этого недостаточно — поныть и пожаловаться на жизнь, власть, погоду, детей, масонов и инопланетян можно будет сразу нескольким голосовым помощникам. И они ответят — человечьим голосом!

Любит русский человек поговорить — и не просто поговорить, но и быть услышанным

Неплохая, кстати, идея для разработчиков — писать для голосовых помощников навыки для нытья. «Знаете, в России все в общем не хуже и не лучше, чем в остальной Европе, — рассказывал мне топ-менеджер, проживший в России не один десяток лет и сделавший там головокружительную карьеру. — Какие-то свои проблемы есть, каких-то западных нет, да и отличия российской действительности, если вдуматься, в общем невелики. Но одно все-таки есть: столько нытья, сколько у вас, я не слышал нигде в Европе».

Умные колонки и голосовые помощники в каком-то плане — реализация большой русской мечты о скатерти-самобранке, мобильной печи с лежанкой, исполняющей желания щуке и в том же духе. Не надо ничего делать самому — достаточно просто сказать слова, и все будет. Конечно, никакая колонка никуда не поедет, ничего не принесет и к тому же еще и стоит денег. Как показывает опыт, голосовые помощники пока в основном болтливы и глупы. Но это пока — потихоньку они учатся заказывать еду в сервисах по ее доставке, вызывать такси, отпирать и запирать дверь в квартиру. Жить лежа на печи с их помощью не получится даже в отдаленной перспективе, но минимизировать время и усилия, которые тратятся на общение с общепитом, торговлей и сферой услуг, они могут ощутимо. Это, кстати, соответствует не порывам загадочной русской души, а общемировому тренду, которому начинает следовать и Россия. Россияне постепенно понимают, что ценность — это не только деньги, машины, квартиры, работа, здоровье, но и время. В том числе и свое свободное время, которого немного. Покупка умных гаджетов позволяет еще немного расширить его — так, как в эпоху индустриальной революции помогли стиральные машины, пылесосы и электропосудомойки.

_________________________

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий