img28 августа 2020 в 14:25

Дельный труд или междусобойчик?

Нынешний год оставит след в истории телеком-рынка не только новыми вызовами, с которыми тот столкнулся из-за пандемии коронавируса, но и тем, что государство наконец-то приступило к разработке новой концепции развития телерадиовещания как минимум на ближайшую пятилетку. Однако происходит это несколько странно, вызывая вопросы у участников рынка.

Нынешний год оставит след в истории телеком-рынка не только новыми вызовами, с которыми тот столкнулся из-за пандемии коронавируса, но и тем, что государство наконец-то приступило к разработке новой концепции развития телерадиовещания как минимум на ближайшую пятилетку. Однако происходит это несколько странно, вызывая вопросы у участников рынка.

Стоит ли напоминать, что последний значимый документ, по которому жила вся отрасль, определял будущее телевещания в России на период с 2008 по 2015 год? Эта концепция, утвержденная в далеком 2007-м тогдашним премьер-министром РФ Виктором Зубковым, легла в основу ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2018 годы». Де-факто госпрограмму удалось завершить на год позднее, после чего в планировании дальнейших векторов развития телерадиовещания возникла вынужденная пауза. То есть, как минимум с начала прошлого года отрасль во главе с регулятором двигается навстречу будущему на ощупь, импровизируя на ходу.

И вот в январе 2020 года заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Алексей Волин в кулуарах CSTB обмолвился «Телеспутнику», что работа по созданию новой концепции развития телерадиовещания в стране уже начата, причем занимаются ею сами представители отрасли. Правда, он оговорился, что операторы пока не принимают в этом участия, так как до них «руки еще не дошли».

Но на дворе уже август, а руки и ныне там: операторы так и не стали участниками этого процесса. Обсуждение концепции ведется за закрытыми дверьми и результаты полугодовой работы ни разу не предавались широкому обсуждению. Это вызывает вполне закономерное недопонимание. Над документом трудится рабочая группа при правительственной комиссии по развитию телерадиовещания. Причем некоторые из членов этой комиссии с момента ее утверждения уже успели сменить кресла, например, Дмитрий Чернышенко перебрался в правительство, а Александр Жаров — на его место в «Газпром-медиа». Ни для кого не секрет, что в состав рабочей группы, создающей проект новой концепции, входят представители крупнейших медиахолдингов, таких как «Газпром-медиа» и «Национальная Медиа Группа» (НМГ). Они ваяют будущее отрасли под чутким руководством генерального директора НМГ Ольги Паскиной.

Для отрасли это может означать, что в основу проекта новой концепции развития телерадиовещания лягут тезисы, продиктованные интересами крупных медиахолдингов

Операторов платного ТВ такой подход к созданию важнейшего для отрасли документа по понятным причинам не устраивает. Поэтому в начале этой недели Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) обратился к вице-премьеру Чернышенко, выразив обеспокоенность ситуацией и предложив подключить операторов к работе над концепцией. А также рассмотреть подготовленные РСПП совместно с операторами меры по развитию здоровой конкуренции в отрасли, включая создание системы измерений телесмотрения в интернете, передачу освободившихся от эфирного вещания частот в диапазоне 700 МГц операторам для строительства сетей 5G. Участников рынка не покидает надежда, что правительство прислушается к ним. Ведь представить вещательную индустрию без операторов цифрового ТВ невозможно. Значит, и разрабатывать план ее развития без их участия по меньшей мере некорректно.

Алексей Волин неоднократно подчеркивал, что на текущем этапе договориться друг с другом о том, как будет развиваться отрасль, должны именно крупнейшие вещатели, а другим игрокам вступать в процесс рано. Позиция регулятора не совсем понятна. Может быть, сегодня и рано, но не будет ли завтра слишком поздно? Не верится и в то, что все прошедшие полгода рабочая группа занималась гаданием на кофейной гуще. Причем, наверняка делала это в атмосфере секретности за закрытыми дверьми не случайно. Для отрасли это может означать, что в основу проекта новой концепции развития телерадиовещания лягут тезисы, продиктованные интересами крупных медиахолдингов. Например, узаконивание единой OTT-платформы для распространения обязательных общедоступных телеканалов в интернете. Наверняка у рабочей группы под управлением НМГ уже на готове целая дорожная карта подобных мер по дальнейшей монополизации телерадиовещательного рынка. Вот только непонятно, какая от такого проекта польза? Ни к чему, кроме как к ожесточению диалога и затягиванию обсуждения концепции между ее авторами и остальными участниками рынка это привести не может. Вряд ли сам Алексей Волин покорно согласится жить в мире, где правила дорожного движения будет определять водитель самого большого и дорогого автомобиля.

Не грех вспомнить, что в основе предыдущей концепции развития отрасли лежали цели и задачи государственного масштаба, например, развитие информационного пространства РФ путем перевода федерального вещания на современные цифровые рельсы. Тем самым государство признавало телерадиовещание важнейшим инструментом своего развития, подчеркивало его значимость и в явном виде закрепляло за ним ключевую роль в этом процессе. Да и подход к разработке был гораздо более основательным. В частности, еще до начала проработки деталей были сформулированы стартовые положения концепции, к которым приложил руку незабвенный Марк Иосифович Кривошеев, главный научный сотрудник ФГУП НИИР, почетный председатель вещательной исследовательской комиссии МСЭ-Р. Эти положения учитывали международные договоренности о переходе на цифровое вещание и отказе от аналога, закрепленные в 2006 году в соглашении «Женева-06» Международным союзом электросвязи, а также все важнейшие инновации в вещательной и информационной среде.

К сожалению, в работе над новой концепцией та же основательность не прослеживается. А позиция государства и ответственного за развитие отрасли регулятора и вовсе невнятна. Чего только стоит тот факт, что ни одно из госпредприятий, отвечавших за реализацию ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2018 годы» (РТРС, ФГУП НИИР и ГПКС) в разработке нынешней концепции не участвует. Чиновники могут возразить: мол, рынок часто жалуется и критикует государство за то, что оно принимает решения за него, так чем же вы теперь недовольны? Ведь государство дает возможность рынку самостоятельно разработать план своего дальнейшего развития. И это действительно было бы так, если бы право «первой ночи» не оказалось на стороне весьма узкого круга игроков, в последнее время особенно активно лоббирующих собственные интересы на уровне государства.

Трактовки происходящего могут быть разными. Кто-то может обвинить государство и аффилированные с ним медиахолдинги в сговоре. А кто-то сделает вывод, что телерадиовещание больше не рассматривается госорганами как инструмент для решения общегосударственных задач. И поэтому власть попросту утратила интерес к развитию вещательной отрасли, вверив ее судьбу в руки нескольким крупным бизнесам. А может все еще проще. Еще 2019 году Алексей Волин неоднократно заявлял СМИ о том, что ни у министерства, ни у телекомпаний нет четкого представления о том, как будет развиваться отрасль через несколько лет. Вполне вероятно, что это понимание у регулятора так и не появилось. Но мы уверены, что у участников вещательного рынка оно есть. И поэтому 7 октября приглашаем всех, включая представителей регулятора, на ежегодную конференцию ConTech–2020 (Content & Technology for Digital TV & Video in Russia), организатором которой выступают TMT Conference, «Телеспутник» и TelecomDaily. Центральную часть этого мероприятия мы посвятим обсуждению путей гармоничного развития вещательной отрасли с учетом интересов всех ее участников. Как говорится, никто не уйдет обиженным.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий