Самое первое впечатление от нового гаджета — спрятанная в станции «Алиса» умом и сообразительностью пока не отличается. Она довольно четко отвечает на вопросы о погоде, пробках, курсе доллара и по просьбе хозяина может прочитать сводку «Яндекс.Новостей». Еще колонка с поразительной точностью — до дома — определяет, где она находится, и хорошо умеет находить ближайшие магазины, кафе, рестораны. Но вот беда — узнать у «Алисы» телефон парикмахерской или меню найденного ею ресторана не получится. Потому что робота пока не научили открывать сайты и приложения — в этом «Алиса» честно признается сама.
В отличие от Echo, «Яндекс.Станция» пока не умеет управлять бытовой техникой. И покупки, например, на «Яндекс.Маркете» с ее помощью пока тоже делать нельзя. Но через умную колонку, которая подключается к телевизору, можно смотреть фильмы и сериалы из «Амедиатеки» и с ivi.ru. К поиску нужно приноровиться — для человека, привыкшего к пульту ДУ от смарт-телевизора, его логика несколько непривычна. «Алиса» не реагирует на просьбы открыть «Амедиатеку» или ivi.ru, а ищет конкретные фильмы. Задумана опция очень хорошо — искать можно не только по названию фильма, но и по жанрам или по актерам. Но на практике «Алиса» частенько ошибается. Например, на просьбу показать фильмы с Дастином Хоффманом она вывел список фильмов, в которых Хоффмана нет.
Естественно, станция прекрасно дружит с «Яндекс.Музыкой» — все мыслимые и немыслимые треки находятся мгновенно. Несмотря на то, что «Яндекс.Станция» и «Алиса» еще, так сказать, в начале творческого пути, это выглядит очень впечатляюще. Новости плюс погода плюс музыка — вот вам и виртуальная радиостанция без ведущих и диджеев, которой можете управлять вы сами. Так что у FM-радиостанций может появиться сильный конкурент. Уже сейчас «Алису» можно прописать в смартфоне. Но когда появится более удобный автомобильный интерфейс для голосового помощника, вопрос о конкуренции с радио может встать острее.
«Яндекс.Станция» пока что не умеет включать по голосовой команде телеканалы, потому как не может заходить на их сайты. Но очевидно, что научится. Как это повлияет на аудиторию каналов платного (да и бесплатного) ТВ — вопрос далеко не праздный. Что ответит (и сделает) «Алиса» в ответ на просьбу: «Включи какое-нибудь кино» или «Найди мне, что посмотреть про рыбалку»? Очевидно, то, что подскажет ей «Яндекс», изучивший профиль пользователя, его привычки и пристрастия. Кстати, не исключено, что канал он выберет действительно интересный зрителю. Согласитесь, такой подбор отличается от того, что происходит сейчас, когда абонент платного ТВ методом тыка подбирает себе канал, перебирая меню на телеприставке. В общем, чтобы сохранить и даже приумножить аудиторию, телеканалам придется разбираться в контекстной рекламе и онлайн-продвижении лучше, чем сейчас.
Думать о том, что делать с «Алисой», «Яндексом», умными колонками и технологиями распознавания речи, будет нужно не только телевизионщикам. Разбираться в инновациях, связанных с искусственным интеллектом, придется рестораторам, парикмахерам, дантистам, прачечным, ремонтным мастерским — в общем, всем тем, кто занимается продажами товаров и услуг. Общение их клиентов с «Алисой» может круто изменить их жизнь. Представьте себе — ходил человек всю жизнь в один и тот же ресторан в своем районе, а потом робот взял да и порекомендовал ему новое заведение, о котором тот и не ведал. А про банки, например, я уже и не говорю. Кто первым изобретет платежный сервис, управляемый голосом, просто озолотится.
Но чтобы бросить вызов потребительскому, медийному и финансовому рынку, умные колонки должны стать достоянием массового рынка, а «Яндексу» нужно еще многому научить «Алису».
_________________________ _________________________