Заявлением о том, что стране предстоит большая работа по созданию цифрового суверенитета, отметился Александр Малькевич из Общественной палаты РФ — это было в ходе форума «Сообщество». Эксперт сетовал на то, что его выступлению мешала то зависавшая техника, то барахливший микрофон. А еще что трансляция велась через площадку, которая принадлежит иностранной компании. «Если какой-то дядя захочет дернуть рубильник, то погаснет и трансляция», — сокрушался Малькевич. Но постойте, у нас ведь есть Rutube — на этой платформе тоже можно вести стримы. Почему же тогда организаторы форума предпочли видеохостинг, принадлежащий «богомерзкому» Google? Не потому ли, что знали: на Rutube трансляцию посмотрят полтора зрителя…
В создании цифрового суверенитета это как раз самый важный вопрос. Недостаточно просто создать хороший отечественный аналог YouTube — эта площадка должна привлекать аудиторию и рекламодателей, быть местом тусовки для большого количества зрителей. Без спроса на массовом рынке любой продукт, изначально нацеленный на широкую аудиторию, обречен на неудачу. Это касается не только платформ, но и софта, «железа».
Не могу не упомянуть здесь пресловутое импортозамещение. Сейчас про эту провалившуюся госпрограмму стараются не вспоминать, но цифровой суверенитет ведь тоже примерно об этом. Просто для схожей по смыслу задачи нашли более пафосный термин. При этом стоит признать, что кое-что импортозамещать у нас все же научились. Взять, скажем, софт. В интервью автору этих строк топ-менеджер одной госкорпорации обмолвился, что в вопросе импортозамещения софта есть одна большая объективная проблема, а именно привычка пользователей к определенному интерфейсу. В качестве примера мой собеседник привел инженеров-проектировщиков, которые десятилетиями работали в одной программе, созданной иностранным разработчиком, и тут вдруг им говорят: «С сегодняшнего дня, ребята, переходим на российское ПО». У отечественного аналога может быть и лучше функциональность, но сам процесс перехода ужасен. Людей нужно мотивировать и стимулировать. Кроме того, вопрос в качестве отечественных решений. Если они неудобные, то правильно ли принуждать сотрудников переобуваться? «Это сложная история, люди у нас золотые, к ним необходимо прислушиваться», — объяснял топ-менеджер госкорпорации. И все же будь то какой-то специфический софт или операционная система, для них тоже нужно искать потребителя, формировать спрос. Этот вопрос даже критичнее собственно умения разрабатывать. Иначе получится также как с Rutube, который много лет топчется на месте, не будучи способным решить проблему низкой активности пользователей и отсутствия интереса со стороны создателей контента.
На какую отрасль ни посмотри, везде видны схожие проблемы — отсутствие достойных отечественных аналогов и сильных местных вендоров
На какую отрасль ни посмотри, везде видны схожие проблемы — отсутствие достойных отечественных аналогов и сильных местных вендоров. Это касается и телекома. Да, цифровой суверенитет взбодрила пандемия. Она показала, насколько государству важно владеть информационной инфраструктурой и полностью ее контролировать. Когда заговорили о необходимости строить сети пятого поколения только на отечественном оборудовании, то выяснилось, что в России нет производителей, готовых выпускать его массовыми партиями. И когда они появятся, вопрос по-прежнему открытый. В этом смысле ситуация в телекоме весьма показательная: есть много относительно небольших и успешных производителей, но даже среди тех, кто много лет разрабатывает что-то свое, нет по-настоящему значимых вендоров.
В самой идее цифрового суверенитета, конечно, нет ничего плохого, она правильная. Вот только добиваться той самой независимости нужно после того, как для этого появятся достаточные основания — сильные игроки с хорошими продуктами, способные на равных конкурировать с иностранными компаниями и добиваться успеха не только внутри страны. В противном случае так и продолжат сетовать на дядю с рубильником, опасаясь, что тот по своей прихоти может в любой момент отключить нам что-то.