Но так ли эффективно ведомство и оправдывает ли оно сотни миллионов рублей, собранных с налогоплательщиков, ежегодно вбухиваемых на его деятельность? Пожалуй, самым знаменитым фейлом ведомства за всю его деятельность стала борьба с мессенджером Telegram. Все мы помним громкие заявления тогдашнего руководителя Роскомнадзора Александра Жарова о скорой блокировке мессенджера и итоги этой деструктивной борьбы, вылившейся в огромные проблемы для доброй половины Рунета.
В один ряд с этим проколом ведомства можно поставить и в целом неэффективную борьбу с запрещенными ресурсами посредством занесения их в «черные» списки. Механизм блокировки, используемый Роскомнадзором, легко обходится любым мало-мальски заинтересованным в этом пользователем. Тоже самое можно сказать и о борьбе с пиратскими интернет-ресурсами, торрентами и многим другим. Разговоры и отчеты о борьбе ведутся, но результата нет.
Весьма наглядный пример, демонстрирующий неэффективность Роскомнадзора при использовании ресурсов, затрачиваемых на его деятельность: в июле прошлого года Счетная палата проверила исполнение Роскомнадзором бюджета на 2019-й и плановый период 2020–2021 годов. Выяснилось, что ведомство израсходовало 597 млн рублей только в 2019 году на создание информационной системы Центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования, но так и не ввело его в эксплуатацию.
Да, сейчас Центр, предназначенный для исполнения закона о «суверенном Рунете», заработал. Так, по словам представителей Роскомнадзора, именно с помощью оборудования для «суверенного Рунета» регулятору удалось надавить на Twitter, замедлив его работу. В результате социальная сеть пошла на уступки. Но все это опять же со слов Роскомнадзора. На деле же пользователи не ощутили никаких проблем в работе Twitter в России, да и все результаты работы соцсети по удалению запрещенного контента нам известны лишь из пресс-релизов Роскомнадзора.
Приведенные мною примеры затрагивают глобальные процессы, на которые регулятор повлиять попросту не в состоянии, как бы ни старался. Поэтому и коэффициент эффективности работы ведомства здесь хоть и множится на ноль, но объективно оправдывается.
Однако последняя, пусть и незамеченная СМИ новость, — это показательный пример имитации бурной деятельности ведомством. В июле на сайте госзакупок появился тендер на покупку Роскомнадзором нескольких автомобилей Renault Duster с оборудованием для мониторинга сетей. Стоимость одной машины: 14 млн рублей.
С помощью этих авто, напичканных дорогущим «железом», Роскомнадзор планирует проводить мониторинг публичных сетей Wi-Fi на предмет доступности запрещенных интернет-ресурсов. То есть такая машина с сотрудниками ведомства будет курсировать по выбранному городу, останавливаться рядом со случайным кафе и «ддосить» его беспроводную сеть, перебирая весь «черный» список сайтов.
Тут у меня сразу несколько вопросов. Первый — а что если мощность Wi-Fi-роутера, установленного в кафе, будет слабой и сигнал попросту не дотянется до автомобиля? Что тогда? «Рено» с тремя буквами «РКН» на кузове припаркуется прямо у входа и попросит персонал поднести им роутер поближе? Кроме того, такая «атака» на публичную сеть с целью проверить доступность запрещенных сайтов явно негативно скажется на скорости работы Wi-Fi в кафе, ставшем жертвой Роскомнадзора, а это будет мешать посетителям наслаждаться чизкейком и серфить Сеть.
Второй — как будут проверяться публичные сети в пешеходных местах: парках, скверах и пешеходных улицах с общественным Wi-Fi? Вряд ли муниципальные власти позволят Роскомнадзору разъезжать по местам, где люди привыкли неспешно прогуливаться с детьми.
И самое интересное во всем этом тот факт, что покупается по одному автомобилю на федеральный округ. То есть операторы публичных сетей Wi-Fi, скорее всего, будут в курсе, когда и куда приедет «роскомнадзормобиль», а значит, окажется готовы к проверке. Поэтому вряд ли регулятору удастся найти какие-то нарушения, и результаты такой деятельности опять окажутся с нулевым показателем эффективности.