В конце марта «Телеспутник» провел круглый стол на тему использования отечественных цифровых платформ блогерами и бизнесом. Открою вам небольшую тайну: это мероприятие могло бы не состояться в нужный нам срок или даже вовсе отмениться если бы не одно обстоятельство, связанное с его форматом.
Мы и раньше организовывали круглые столы на острые темы, волнующие нашу отрасль. Эти мероприятия хорошо привлекали аудиторию, но каждый раз проходили в офлайне, на той или иной площадке. В период пандемии стало сложнее собирать экспертов и гостей. В этих условиях сама собой возникла идея проводить круглые столы в онлайне, с использованием видеосвязи. Требовался только сервис, с помощью которого можно было бы технически организовать общение через интернет.
Казалось, что у этого вопроса было как минимум несколько решений. Но только на первый взгляд. Вариант с использованием бесплатной версии Zoom отпал сразу: круглый стол изначально планировался на 1,5 часа, а это означало, что из-за известного ограничения в 40 минут участникам мероприятия пришлось бы заново подключаться к конференции, может быть, даже не один раз, что отнимает драгоценное время и вообще крайне неудобно. Возможности приобрести платный аккаунт Zoom, чтобы обойти ограничение на продолжительность конференции, тоже не было — из-за санкций оплатить подписку российские пользователи не могут.
Первым логичным шагом стали поиски отечественной альтернативы. Российских аналогов Zoom на самом деле хватает. Для начала мы попробовали TrueConf — он был на слуху уже несколько лет. Это облачный сервис видеоконференцсвязи с поддержкой инструментов для совместной работы. Но оказалось, что для участия в мероприятии необходимо установить приложение TrueConf, то есть запускать сервис в браузере нельзя. Попробуйте объяснить это участникам круглого стола, большинство из которых, как мы полагали, привыкли к Zoom, работающий без преувеличения везде. Таким образом TrueConf для наших задач не годился.
Далее настала очередь «Видеозвонков Mail.ru» и «Яндекс.Телемост». Оба отечественных сервиса позволяют участникам конференции подключаться через браузер по ссылке и без регистрации, но создателю аудио- или видеозвонка требовался аккаунт, соответственно, в «Почте Mail.ru» либо на «Яндексе». В случае с «Телемостом» дополнительным условием была поддержка определенных браузеров: сервис работает только в «Яндекс.Браузере», Google Chrome и Mozilla Firefox, причем в последнем — с ограничениями. А что делать, если кто-то из гостей круглого стола применяет неподдерживаемый браузер? Это тоже не вариант. Для проверки работы «Яндекс.Телемост» мы создали пробный видеозвонок и попытались пообщаться между собой в редакции. На этом этапе проблемы прибавились. Кто-то кого-то не слышал, причем были перепробованы все возможные настройки. Для примера мы запустили тестовую конференцию в Zoom и в случае с этим сервисом проблем никаких не было. Значит, дело не в софте и оборудовании. В общем, от решений VK и «Яндекса» тоже пришлось отказаться.
«Видеозвонки Mail.ru» и «Яндекс.Телемост» позволяют участникам конференции подключаться через браузер по ссылке и без регистрации, но создателю аудио- или видеозвонка требуется аккаунт в «Почте Mail.ru» либо на «Яндексе»
В конце концов после всех этих мытарств мы вернулись к Zoom, благо удалось воспользоваться помощью с доступом к стороннему бизнес-аккаунту. Если бы не эта помощь, то мероприятие могло бы не произойти.
Разумеется, случай с поиском отечественной платформы для проведения видеоконференции не единственный в деятельности нашей редакции, связанный с необходимостью импортозамещения. К примеру, для выпуска печатного издания мы применяем пакет программ от Adobe, на который у нас приобретена годовая подписка. После того, как она закончится очевидно перед нами встанет проблема использования нужных программ. Последствия здесь могут быть самыми разными и невозможность получения обновлений — только самая малая из них. У продуктов Adobe есть альтернативы, но их также разрабатывают зарубежные компании, присоединившиеся к санкциям. Отечественных аналогов нет. Скачивать и использовать пиратские версии тоже не выход — в организациях, подобных нашей, есть регламенты на этот счет. К тому же, инсталлировать на компьютеры редакции определенное ПО могут только уполномоченные сотрудники.
Ну а роль вишенки на торте сыграло решение компании Depositphotos остановить сотрудничество с клиентами из России и Беларуси в связи со спецоперацией на Украине и международными санкциями. «Телеспутник» оказался одним из этих клиентов. В один момент мы получили от Depositphotos письмо о расторжении договора, пару недель могли скачивать иллюстрации для оформления публикаций, но потом и этой возможности не стало. Мы, конечно, обратимся с иском в суд, но шансов вернуть потраченные на подписку средства невелики — об этом юристы предупредили нас сразу же. По нашим данным, с невозможностью воспользоваться предоплаченной подпиской на этот фотобанк столкнулись и другие участники рынка, при этом им отказывают в возврате средств. Поиски же отечественных сервисов, аналогичных по своим возможностям Depositphotos, пока ни к чему не привели. Все что нам предлагают на этом рынке, это посреднические услуги по подписке на такого же рода иностранные фотобанки. Вот и приходится пользоваться уже скачанными графическими материалами (благо ранее выданные лицензии Depositphotos остаются действительными), а по крайней нужде прибегать к помощи бесплатных сайтов, где фотографии лицензированы в соответствии с Creative Commons 1.0 Universal.
Поиски отечественных сервисов, аналогичных по своим возможностям Depositphotos, ни к чему не привели. Все что нам предлагают на этом рынке, это посреднические услуги по подписке на такого же рода иностранные фотобанки
События на нашем рынке развиваются стремительно. Мы не знаем, что с нами станет завтра, какие новые вызовы появятся. У меня нет сомнений в том, что идея импортозамещения правильна и благородна. Но в условиях, когда отечественные аналоги зарубежных продуктов не функционируют так как нужно либо вовсе отсутствуют, только и остается разводить руками.