Из официального сообщения «Сбера» известно, что за развитие нового направления будет отвечать дочерняя компания «Сберинтертеймент». Планируется создать продюсерский центр, издательство, студию внутренней разработки, а также околоигровые сервисы. Очевидно, что «Сбер» рассчитывает развиваться по примеру нынешних лидеров мирового рынка — EA, Ubisoft, Valve, — которые не только разрабатывают игры, но и занимаются их дистрибуцией, имеют собственный маркетплейс.
Уже здесь возникает первая проблема, и связана она с тем, что к 2021 году в России так и не научились создавать платформы дистрибуции, которые были бы одновременно привлекательны и для разработчиков игр, и для геймеров. Напомню, что еще в 2015-м «Ростелеком» запустил платформу games.rt.ru с возможностью покупки ключей для игр на сторонних сервисах, с перспективой запускать игры на собственных серверах оператора и даже создания службы стриминга. Журналисты в шутку называли games.rt.ru «русским Steam». Однако спустя менее чем два года платформу закрыли. В «Ростелекоме» признавали, что смотрели на этот проект как на высокорискованный и за время опытно-коммерческой эксплуатации площадка не сумела достичь нужных показателей. Возможно, «Сбер» и не ставит перед собой цель создать платформу, способную конкурировать с мировыми лидерами по части функций и удобства, ограничившись выпуском собственных проектов и изданием игр от сторонних российских студий. Но тогда он замкнется в рамках скромного внутреннего рынка без особых перспектив роста.
Второй важный факт, о котором заявила компания, это то, что новое направление возглавит Алиса Чумаченко, основатель Game Insight. У меня нет никаких сомнений в том, что она успешный предприниматель и сумеет потянуть руководство амбициозным стартапом. Проблема в другом — практически весь ее опыт в этой области связан с основанием и развитием компании, которая в первую очередь разрабатывает игры для мобильных телефонов и соцсетей. Этот однобокий опыт не очень вяжется с намерениями «Сбера», как сказано в пресс-релизе, «изменить мировую индустрию игр». Ну хотя бы по той причине, что мировая индустрия игр это не только мобильный сегмент, на который в 2020 году приходилось 48% доходов отрасли (согласно отчету компании Newzoo), но и сегменты ПК и консолей.
Этот однобокий опыт не очень вяжется с намерениями «Сбера», как сказано в пресс-релизе, «изменить мировую индустрию игр»
Как вы знаете, выпущенная осенью прошлого года приставка SberBox позволяет запускать игры, но все они являются портированными. Молодой экосистеме «Сбера» очень пригодилась бы приставка со своим каталогом игр, созданным эксклюзивно для этого устройства. Это настоящий killer application — то, что сильно помогало бы производителю продавать приставку, а заинтересованному потребителю — стремиться покупать ее. Именно эта цель должна стоять в основе собственной развлекательной платформы. Понимают ли это в «Сбере»? Можно только догадываться.
Наконец, еще один факт, который я отметил для себя, когда готовил обзор SberBox, и который может стать проблемой в случае со «СберИграми», это то, что у одной из крупнейших российских компаний не нашлось достаточно компетенций чтобы написать стабильно работающий софт. SberBox функционирует под управлением пользовательской оболочки StarOS, которая создана силами еще одной «дочки» «Сбера» — компанией «СберДевайсы». Оболочка эта оказалась весьма капризной и глючной.
Сумеют ли в «Сбере» решить все эти проблемы, реализовать удачные идеи, правильно использовать потенциал людей и грамотно распорядиться средствами? Предположу, что нет. Опыт показывает: крупные российские компании, запускающие стартапы в такой специфической области, как гейминг, как правило, успеха не добиваются.