Ивановскую область переключили на цифру еще в апреле. Аналоговое вещание давало работать в сетевом сотрудничестве с федеральными каналами, в нашем случае с ТНТ. Это позволяло зарабатывать на рекламе в региональной части ТНТ. Сейчас эта часть доходов — а она занимала серьезную долю, около 25%, — отсутствует. Также телеканал потерял часть аудитории, которая была в эфире, поскольку жители, к примеру, частного сектора вовсе не имеют возможности подключиться к кабельным сетям, а части зрителей достаточно и 20 каналов в эфире. При этом кабельные сети выворачивают руки телеканалу — цена входа в сеть достаточно высока. Также есть проблемы со снижением стоимости рекламного контакта с аудиторией на рынке. С одной стороны, это связано с жесткой конкуренцией с федеральными каналами, интересы которых представляет «Регион Медиа». С другой стороны, развитие медиа по линии Интернета не дает серьезной прибавки к доходам. Территориальная ограниченность аудитории не дает того количества просмотров, которые могли бы закрывать расходы на производство контента.
Ряд мер, которые правительство предложило в качестве поддержки региональным каналам, не являются такими уж однозначно эффективными. На мой взгляд, бессрочная лицензия на аналоговое вещание — никому не нужное и вредное решение. Странно поддерживать мертвый первобытный аналог, если можно запустить современную цифру. Мы, как и многие каналы, отказались от дальнейшего вещания в аналоге сами: затраты большие, аудитории в аналоге после отключения федеральных каналов нет. Переключать же телевизоры между цифрой и аналогом зрителю неудобно, порой нужно иметь две антенны, а в некоторых ТВ-приемниках это и вовсе невозможно. Кроме всего прочего, это решение позволяет Минкомсвязи утверждать, что нет частот для цифровых региональных мультиплексов. Что мешает освободить частоты, где было аналоговое вещание? Только в Ивановской области уже освободилось более 8 частот!
Врезки на ОТР – половинчатое решение. В сложившейся ситуации возражать против реализации этого решения глупо, но я полагаю, что каналы 21-й кнопки должны потребовать более широких полномочий на такое совместное вещание. Во-первых, необходимо юридически разграничить вещание – чтобы это было не доброй волей ОТР и Минкомсвязи, а закреплено в лицензиях на вещание в данной позиции мультиплекса. Это и даст правовую основу для вещания регионам, и снимет юридическую ответственность за региональный контент с редакции ОТР.
Во-вторых, добиться показов рекламных блоков в соответствии с законом о рекламе как минимум в региональной части эфира — ведь каналы бьются за расширение охвата для того, чтобы зарабатывать деньги на рекламе и тем самым создавать качественный контент. Заявления о том, что закон запрещает ОТР показывать рекламу, не соответствуют действительности. Многие СМИ в России созданы в форме АНО и спокойно продают рекламу, поскольку такие доходы возможны — их только необходимо направлять на уставную деятельность, то есть телевещание. В свидетельстве о СМИ телеканала ОТР прямо написано, что СМИ ОТР вправе размещать рекламу в соответствии с законом о рекламе. А если разграничить вещание юридически, о чем я говорил выше, и вовсе нет никаких споров о праве продажи рекламы.
В-третьих, необходимо сдвинуть региональное вещание в сторону прайма. Региональный слот 17:00 — 19:00 неудобен для зрителей, его необходимо сместить в район 19:00 — 21:00. Это полезно и самому ОТР, поскольку будет привлекать дополнительных зрителей к каналу.
22-я кнопка была инициирована самими каналами, и полагаю, что это верное и правильное решение. Его главное достоинство в том, что такому каналу не нужно будет тратить бюджет на вход в кабельные сети, что освободит ресурсы для создания контента. Правда, на сегодня не очень понятно, каким образом будет проводиться такое большое количество конкурсов и насколько все это может затянуться. Мы в свое время предлагали проводить такие конкурсы силами региональных комиссий — кроме городов, к примеру, свыше 0,5 млн жителей. Это сразу снизит нагрузку и ускорит процесс принятия решений по 22-й кнопке.
Позиция правительства по поводу региональных и локальных (муниципальных) мультиплексов на сегодня четко не обозначена. С одной стороны, в регионах мультиплексы не разрешаются. С другой стороны, в ряде субъектов (Чечня, Крым) региональные каналы в цифре вещают. Представители Минкомсвязи посылают разнонаправленные сигналы — то будет цифра для регионов, то не будет. На мой взгляд, нет никакой проблемы в том, чтобы как минимум дать право тем вещателям, которые имели на январь 2019 года аналоговые лицензии, поменять их на цифровые. Порой это просто вопрос замены передатчика. В тех же случаях, где частоту невозможно запустить с цифровым передатчиком, — дать право разработать и получить другую частоту. Нежелание властей решить эту несложную задачу вызвано, во-первых, нескрываемым лоббированием интересов каналов 1-го и 2-го мультиплекса, поскольку региональные каналы, выйдя в цифру, отберут у тех часть регионального рекламного пирога. Во-вторых, желанием экономически задушить остатки относительно свободной региональной тележурналистики.
Сегодня главное для регионального канала — конкурентоспособный контент. Но необходим и ряд технических решений, принятие которых позволит региональным ТВ-медиа не умереть. Медиа необходимо предоставить возможность максимального охвата и возможность быть представленным в любой среде. Локальные мультиплексы, возможно, через какое-то время будут и не нужны — но это не Минкомсвязь должна решать, а рынок! Не чиновники в кабинетах, а сам бизнес должен определять: потянет он цифровую или спутниковую трансляцию, оправдано вещание в цифре на весь регион или только на крупные города.
В этой связи я вижу два решения:
Канал 21-й кнопки как выигравший конкурс на право называться общедоступным должен вещать в составе и в рамках субсидирования первого мультиплекса. Так, собственно, именно это и замышлялось ранее в правительственной программе, но почему-то такое право дали только одному региональному каналу – ТВЦ.
Каждый субъект РФ может быть разделен на несколько локальных мультиплексов (вероятно, по муниципалитетам), в которых на вещание могут претендовать местные телеканалы. Возможно и участие региональных телеканалов на несколько локальных мультиплексов. Учитывая, что в мультиплексе возможно вещание 10 телеканалов, практически все местные телеканалы получат право вещать в эфире.
А далее рынок решит, где такое вещание возможно, а где неэффективно. Юридически, технически то и другое осуществимо.
Телеканалы могут зарабатывать либо на платной подписке (в эффективность чего я — по отношению к региональным каналам — не верю), либо на рекламе. Соответственно, нужны законы, которые расширяют возможности заработка на рекламе. Например, ничто не мешает если не убрать, то серьезно ограничить наружную рекламу в городах. Баннеры-железяки не только создают проблемы на дорогах, они уродуют вид городов. Это может привести к перераспределению рекламных бюджетов от «наружки» в СМИ. Можно ограничить законом долю региональной рекламы, которую откусывают от региональных рынков федеральные ТВ-каналы. К примеру, не более минуты в час. Такого рода ограничения уже существуют в законе — например, неэфирным телеканалам, не имеющим 75% российского контента, не дозволено продавать рекламу вовсе. Тогда почему нельзя ввести такие преференции для создателей регионального контента?
Если не изменится ситуация, то каналы без поддержки власти или бизнеса будут закрываться, снизится качество регионального телеконтента, а выжившие каналы окончательно перестанут быть бизнесом и станут все больше зависеть от субсидий региональных бюджетов или бизнес-групп, что также приведет к снижению аудитории и закрытию каналов, поскольку эффективность канала будет низкой.
_________________________