Здесь есть такая чисто российская специфика, когда эти самые технологии навязывают потребителям, не спрашивая у них мнения на этот счет. Показательна история из Екатеринбурга, которой со мной поделился мой давний знакомый. Его мама — дама пенсионного возраста. Она воспитывает внуков, изредка смотрит телевизор, ходит в театр и магазины, наслаждаясь заслуженным за годы трудов отдыхом. С технологиями она не то чтобы на «ты», но в целом умело обращается со смартфоном и обладает необходимыми в современном мире навыками и знаниями.
И вот однажды Вера Николаевна (имя и отчество, разумеется, изменены) возвращается к себе домой в квартиру на окраине Екатеринбурга и обнаруживает, что два неизвестных ей человека снимают с входных дверей в подъезде старый домофон, а вместо него устанавливают новый — с видеокамерой и эмблемой «Дом.ru». Один из тех самых «умных» домофонов, что уже давно очень активно продвигают крупные федеральные и региональные операторы связи. Такие устройства ставит «ЭР-Телеком», «Ростелеком», челябинская «Интерсвязь» и ряд других компаний. «Умные» домофоны подключены к интернету, запись с их видеокамер хранится на облачном сервере оператора, а открыть двери подъезда они позволяют через мобильное приложение, получив соответствующий логин и пароль.
По словам Веры Николаевны, после установки чудо-прибора по квартирам многоэтажки прогулялся менеджер «Дом.ru» по имени Михаил (имя тоже изменено) с предложением приобрести ключ от нового домофона за 150 рублей. И вроде бы оператор делает благое дело, оснащая подъезды современной техникой, призванной облегчить жизнь граждан и сделать ее безопасной. Но вся соль этой истории в том, что жильцов дома никто о внедрении в их подъезде «умных» технологий не предупреждал, а просто поставили перед фактом. При этом старый домофон исправно работал и никому не мешал. Таким образом, часть жильцов, к которым менеджер Михаил не успел зайти и предложить ключи, попросту не могли первое время попасть в собственный подъезд. Конечно, домофон можно открыть и без ключа, получив доступ через приложение, но, по словам Веры Николаевны, большинство жителей ее подъезда — это люди преклонного возраста, которые не дружат с новыми технологиями, и пользоваться смартфоном для попадания в родной подъезд попросту не смогут. Фактически «Дом.ru» не оставил жильцам никаких шансов на то, чтобы новые технологии теперь не ассоциировались у них с агрессивным навязыванием и проблемами. Так и до домофонной фобии недалеко по аналогии с мировой паникой вокруг вышек 5G. А ведь можно было сделать по-людски: собрать жителей, провести голосование и предварительный ликбез по пользованию домофоном. Но проще, конечно же, все делать нахрапом.
Приведенный мной пример, к сожалению, не единственный. Так, неприятные инциденты, связанные с домофонами «Дом.ru» происходят в Санкт-Петербурге, а в Челябинске местная «Интерсвязь» и вовсе конфликтует с тем же «Дом.ru» за право использовать свой домофон в подъездной двери.
Все это не самый лучший пиар для новых и даже таких на поверку полезных технологий, как «умные» домофоны. Вот и получается, что с таким подходом вполне себе благие намерения могут вызвать лишь отторжение у населения и надолго остаться в памяти, как нечто негативное, с чем лучше вовсе не сталкиваться.