img07 мая 2021 в 11:33

Не хочешь? Заставим!

Все технические новшества, вошедшие в нашу жизнь за последние годы, — вещь прекрасная и необходимая. Различные «умные» дома и прилагающиеся к ним бытовые приборы с намеком на самостоятельность могут как облегчить жизнь, так и сделать ее невыносимой. Например, если производители и пользователи не соблюдают элементарные меры кибербезопасности. Но мне хотелось бы поговорить об еще одной стороне вопроса внедрения высоких технологий.

Все технические новшества, вошедшие в нашу жизнь за последние годы, — вещь прекрасная и необходимая. Различные «умные» дома и прилагающиеся к ним бытовые приборы с намеком на самостоятельность могут как облегчить жизнь, так и сделать ее невыносимой. Например, если производители и пользователи не соблюдают элементарные меры кибербезопасности. Но мне хотелось бы поговорить об еще одной стороне вопроса внедрения высоких технологий.

Здесь есть такая чисто российская специфика, когда эти самые технологии навязывают потребителям, не спрашивая у них мнения на этот счет. Показательна история из Екатеринбурга, которой со мной поделился мой давний знакомый. Его мама — дама пенсионного возраста. Она воспитывает внуков, изредка смотрит телевизор, ходит в театр и магазины, наслаждаясь заслуженным за годы трудов отдыхом. С технологиями она не то чтобы на «ты», но в целом умело обращается со смартфоном и обладает необходимыми в современном мире навыками и знаниями.

И вот однажды Вера Николаевна (имя и отчество, разумеется, изменены) возвращается к себе домой в квартиру на окраине Екатеринбурга и обнаруживает, что два неизвестных ей человека снимают с входных дверей в подъезде старый домофон, а вместо него устанавливают новый — с видеокамерой и эмблемой «Дом.ru». Один из тех самых «умных» домофонов, что уже давно очень активно продвигают крупные федеральные и региональные операторы связи. Такие устройства ставит «ЭР-Телеком», «Ростелеком», челябинская «Интерсвязь» и ряд других компаний. «Умные» домофоны подключены к интернету, запись с их видеокамер хранится на облачном сервере оператора, а открыть двери подъезда они позволяют через мобильное приложение, получив соответствующий логин и пароль.

По словам Веры Николаевны, после установки чудо-прибора по квартирам многоэтажки прогулялся менеджер «Дом.ru» по имени Михаил (имя тоже изменено) с предложением приобрести ключ от нового домофона за 150 рублей. И вроде бы оператор делает благое дело, оснащая подъезды современной техникой, призванной облегчить жизнь граждан и сделать ее безопасной. Но вся соль этой истории в том, что жильцов дома никто о внедрении в их подъезде «умных» технологий не предупреждал, а просто поставили перед фактом. При этом старый домофон исправно работал и никому не мешал. Таким образом, часть жильцов, к которым менеджер Михаил не успел зайти и предложить ключи, попросту не могли первое время попасть в собственный подъезд. Конечно, домофон можно открыть и без ключа, получив доступ через приложение, но, по словам Веры Николаевны, большинство жителей ее подъезда — это люди преклонного возраста, которые не дружат с новыми технологиями, и пользоваться смартфоном для попадания в родной подъезд попросту не смогут. Фактически «Дом.ru» не оставил жильцам никаких шансов на то, чтобы новые технологии теперь не ассоциировались у них с агрессивным навязыванием и проблемами. Так и до домофонной фобии недалеко по аналогии с мировой паникой вокруг вышек 5G. А ведь можно было сделать по-людски: собрать жителей, провести голосование и предварительный ликбез по пользованию домофоном. Но проще, конечно же, все делать нахрапом.

Приведенный мной пример, к сожалению, не единственный. Так, неприятные инциденты, связанные с домофонами «Дом.ru» происходят в Санкт-Петербурге, а в Челябинске местная «Интерсвязь» и вовсе конфликтует с тем же «Дом.ru» за право использовать свой домофон в подъездной двери.

Все это не самый лучший пиар для новых и даже таких на поверку полезных технологий, как «умные» домофоны. Вот и получается, что с таким подходом вполне себе благие намерения могут вызвать лишь отторжение у населения и надолго остаться в памяти, как нечто негативное, с чем лучше вовсе не сталкиваться.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий