При обращении к доменной статистике очень важно, кто является ее заказчиком, кто потребителем, а кто поставщиком данных. От этого может зависеть как методология сбора информации, так и ее интерпретация. Для примера приведу данные компании Verisign по количеству регистраций в доменах верхнего уровня, согласно которым с большим отрывом лидирует зона .COM (157 млн зарегистрированных доменных имен), на втором месте находится зона .TK (24,7 млн), а зона .RU расположилась на девятой позиции (5,7 млн).
На первый взгляд положение зоны .RU кажется менее перспективным и вряд ли в ближайшие годы она дотянется до показателей, которых зона .COM достигла еще в 2000-м (более 8 млн доменных имен). Но если провести анализ, то станет понятно, что картина несколько сложнее. Дело в том, что домены в зоне .COM размещают организации со всего мира, в том числе и из России, тогда как в зоне .RU — только российские. А тот факт, что наша национальная доменная зона находится в мировом топ-10, говорит о том, что все не так уж и плохо. При анализе данных важно учитывать дополнительные факторы.
Это же можно сказать и относительно статистики Verisign, которая показывает поквартальную динамику регистраций. Если посмотреть на данные по первому кварталу 2021 года, то в абсолютных цифрах количество регистраций во всех доменных зонах снизилось на 2,8 млн относительно предыдущего отчетного периода. Кажется, что это очень много, хотя на самом деле составляет менее 1% от общего количества доменов.
Доменная статистика, конечно, не ограничивается информацией о количестве сайтов, зарегистрированных в той или иной зоне и динамике регистраций. Она включает в себя очень разнообразные данные по регистраторам, физическому размещению, надежности, доступности, времени отклика и стоимости доменных имен.
Можно выделить несколько основных категорий потенциальных потребителей таких данных: интернет-пользователи, корпоративные клиенты, DNS-провайдеры, регистратуры и регистраторы, киберсквотеры и исследователи.
Что касается обычных пользователей, то им продвинутая статистика не требуется. Главное, чтобы запрашиваемые сайты работали. Когда они становятся недоступны или скорость доступа начинает замедляться, то пользователи начинают жаловаться. Кстати, в последнее время такие случаи участились. Но обращаются к статистике только продвинутые пользователи, для которых важна скорость, надежность и приватность. Они же обмениваются этими данными и активно их обсуждают.
Но и эта статистика может быть обманчива. Задержки доступа к тому или иному ресурсу не являются константой. Они зависят от расположения сервиса и точки измерения. Если посмотреть среднюю скорость доступа по всему миру, цифры будут одни, а если, например, конкретно по Африке — совсем другими. Поэтому эти данные тоже вариативны.
Если объективно посмотреть на надежность и доступность, то мы увидим, что ни у одного DNS-сервиса в мире нет уровня доступности 99,99%. Это говорит о том, что принятые в телекоме стандарты гораздо выше, чем может обеспечить интернет-среда, что приводит нас к разговору о корпоративном сегменте потребителей статистики. Они предъявляют к ней совершенно иные требования по мониторингу надежности, времени отклика, географическому размещению интернет-сервиса и множеству других параметров. Нужно быть готовым в любой момент эту информацию предоставить.
Следующая категория — DNS-провайдеры. Для них очень важно обладать полной статистикой по работе серверного оборудования: знать производительность процессора, рабочую температуру, загрузку оперативной памяти и так далее. Все это является неотъемлемой частью системы предоставления, сбора и обработки данных по DNS-сервису.
Всякая доменная статистика нужна и важна. Но главное, чтобы она была объективна и независима от компаний, которые предоставляют услугу
Для регистратур важной задачей является пиар и поддержание высокой репутации доменных зон. Поэтому у каждой регистратуры есть статистика по количеству и времени новых регистраций, продлений, делегированию и закрытию доменов. Это показатель живости зоны, что она востребована, а регистратура существует не зря и нужна людям.
Для поддержания репутации публикуется информация о том, сколько в доменной зоне зарегистрировано фишинга, вредоносных программ, спама и прочей активности злоумышленников. Все это отслеживается в динамике. Если регистратура не озаботится сбором и публикацией такой статистики, она поставит себя под удар ICANN (международная некоммерческая организация, созданная для регулирования вопросов, связанных с доменными именами, IP-адресами и прочими аспектами функционирования интернета, — прим. ред.) и правоохранительных органов, которые в случае возникновения каких-либо инцидентов неизбежно предъявят претензии.
У регистраторов есть такая же статистика, как у регистратур, но кроме нее они еще публикуют полную информацию по доменам. Также они предоставляют дополнительные данные для клиентов, которые участвуют в аукционах и перехвате освобождающихся имен, предоставляют магазины доменов, чтобы им было проще делать выбор.
Вся эта статистика является инструментом монетизации. Поэтому на рынке существует такое явление как киберсквоттинг (англ. cybersquatting — регистрация доменных имен, содержащих торговую марку, принадлежащую другому лицу, с целью их дальнейшей перепродажи или недобросовестного использования, — прим. ред.). Если изучить данные о том, на кого какое количество доменов зарегистрировано, можно понять масштаб этого рынка. Киберсквоттеры также активно используют статистику по рекомендуемым ценам на домены, изучают спрос на доменные имена в различных зонах и потенциал их монетизации.
Последняя категория — это исследователи, то есть ученые, социологи и маркетологи. Они занимаются анализом рынка, выявлением закономерностей, а также созданием отчетов как для конкретных заказчиков, так и для всех желающих приобрести данные подобных исследований.
Именно при использовании подобных коммерческих отчетов таится основная опасность получить недостоверные данные или их однобокую трактовку. Заказчик исследования может преследовать цель получить срез данных, который выгоден именно ему, но не отражает объективную картину. Также маркетологи могут решать задачу выделения определенных тенденций, упуская факторы, которые не укладываются в их картину.
Всякая доменная статистика нужна и важна. Но главное, чтобы она была объективна и независима от компаний, которые предоставляют услугу. Если вы хотите иметь более-менее достоверные данные, нужно использовать несколько источников, среди которых обязательно должны быть независимые.