Противников введения беспилотного транспорта не меньше, чем сторонников, но, к счастью, идея все равно реализуется. После нескольких лет тестирования в США и Израиле, «Яндекс» наконец взялся за Россию. В 2020 году компания запустила своих роботов-доставщиков в некоторых районах Москвы и Петербурга и вот теперь — беспилотные такси. В Москве, а также на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае власти согласовали тестирование беспилотных авто только с водителем-испытателем в салоне. В инновационном центре «Сколково» разрешили испытания полностью беспилотных автомобилей. В Иннополисе можно использовать оба варианта управления машиной. Кстати, в этом городе беспилотники катали пассажиров и раньше, сейчас просто расширилась география.
Критики и недоверия в отношении «бесчеловечных» машин в обществе много. Но «Яндекс» не стремится переубеждать противников этого новшества. Отчасти это объясняется тем, что и в самой компании понимают: технология даже не завтрашнего дня. Еще несколько лет это будет совершенно нишевой историей, благополучно соседствуя с обычными такси из приложения и «бомбилами» у вокзалов.
Сомнений при виде автомобиля без водителя может быть много, вот только некоторые из них. «Когда я еду с водителем, который 20 лет за рулем, мне спокойнее. Потому что в нестандартной ситуации он правильно среагирует», — можно услышать от скептиков. «Глаза» беспилотной машины — это сенсоры, датчики, камеры и самое главное — лидары. Это лазерный радар, который «показывает» компьютеру автомобиля трехмерное облако из точек окружающего пространства. Критически важная технология для работы робомобилей. В последнем поколении беспилотника «Яндекс» разработал собственный лидар и улучшил качество информации, которую он собирает и обрабатывает. Таким образом, беспилотник стал видеть дальше, больше, даже ночью и при плохой погоде и, как и любой компьютер, мгновенно реагировать на дорожную обстановку.
Другой вопрос, связанный с безопасностью: смогут ли, например, злоумышленники перехватить сигнал управления автомобилем и использовать его в своих целях. «Яндекс» подробно не раскрывает ни алгоритмы связи беспилотника, ни особенности узлов его управления. Но даже если допустить такую возможность, то становится понятно, что сделать это непросто, а для совершения преступлений используются методы менее изощренные.
Пока совершенно нет ответа и на вопрос: «А что будет, если зависнет компьютер?» Как поведет себя машина, которая едет в потоке со скоростью 80 километров в час, если произойдет сбой электроники? Или как будут решаться вопросы возмещения ущерба и ответственности в целом при ДТП? Вопросов к новому виду транспорта много. На некоторые из них даст ответ опыт эксплуатации, а сейчас он составляет уже более пяти лет. Другие вопросы предстоит решить регуляторам и законодателям, потребуется внести изменения не только в правила дорожного движения, но и в страховое и гражданское право.
Совершенно точно, что внедрение беспилотных автомобилей не приведет к безработице среди таксистов. Стоить поездка будет столько же, при этом ее себестоимость станет гораздо выше. «Яндекс» намеренно не будет делать ее дороже, чтобы фактор цены не влиял на предпочтения пассажиров. Компания провела опрос и выяснила, что 88 % пассажиров привыкает к отсутствию водителя в первые минуты поездки. Теперь у нас есть возможность это проверить. И сделать выводы в отношении новой технологии.