31 января 2018 года в рамках Форума CSTB. TELECOM & MEDIA’2018 состоялись заседания ежегодной секции «Мультисервисные спутниковые сети и VSAT», посвященной перспективным спутниковым технологиям связи и вещания в приложении к российскому рынку.
В ходе работы первой сессии «Новые спутниковые вещательные технологии и стандарты. Интеграция спутникового вещания с новыми сервисами и услугами» участники представили свое видение будущего спутникового телевещания как бизнеса; изменений, которые ожидают этот сектор и индустрию в целом, а также свои решения, которыми они намерены реагировать на новые рыночные условия.
Из выступлений на сессии трех операторов непосредственного спутникового телевещания можно определить три основные тенденции развития. Первая — нелинейное интерактивное телевещание. Вторая — выход в другие среды вещания, в первую очередь в Интернет, что и позволяет оператору предоставлять услуги нелинейного вещания своим абонентам. Третья — активизация деятельности в В2В секторе.
Руководитель службы продаж и обслуживания на корпоративном рынке «Триколор ТВ» Илья Упхонов представил новый проект компании, позволяющий организовать трансляцию пакетов телеканалов на пользовательские гаджеты в публичных местах. Руководитель отдела закупок ГК «Орион» (бренд «Телекарта») Тимур Алеев представил новую гибридную интерактивную приставку оператора. Генеральный директор «Спутниковое ТВ МТС» Алексей Иванов рассказал о том, каким компания видит среднего зрителя и как собирается удовлетворять его растущие требования к телевизионным развлечениям.
Генеральный директор «Лайфстрим» (Смотрёшка) Александр Киселевич своим докладом подтвердил сформированное мнение об интерактивности как об одном из главных драйверов спутникового ТВ. Генеральный директор STV Юлия Шахманова обратила внимание на тот факт, что сегодняшние технологии позволяют предоставлять любые услуги, удовлетворяющие запросы самых требовательных зрителей: нужно только не бояться и эти технологии внедрять. Генеральный директор «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов рассказал о текущем состоянии и потенциале развития рынка спутникового ТВ в секторе В2В.
Второй раздел сессии был посвящен спутниковому Интернету. Генеральный директор, ООО «Евтелсат Нетворкс» Александр Красовский рассказал о рыночном потенциале услуги спутникового ШПД, предоставляемой в Ка-диапазоне со спутника «Экспресс-АМУ1». Генеральный директор компании «Мега Интернет» Владимир Скрипник рассказал о состоянии украинского рынка спутникового ШПД. Директор по рынку вещания компании Newtec Ханс Массарт (Hans Massart) представил решения по улучшенному сбору новостей с использованием IP. Менеджер проекта ФГУП Андрей Мочалов продемонстрировал то место, которое занимают спутниковые технологии в программах устранения цифрового неравенства на примере зарубежного опыта.
На сессии под названием «Точки роста рынка спутниковой связи. Насколько тенденции мирового рынка справедливы для российского и как отечественным операторам не упустить перспективные рынки спутниковой связи?» участники обсудили перспективы российских операторов и новые возможности для развития бизнеса. Основная задача в том, чтобы спутники и услуги связанные с ними предоставляли частные компании, а не государственные. Только так можно избежать технологического отставания от ведущих стран и обеспечить развитие конкурентного рынка, считает депутат Госдумы РФ и зампред Комитета ГД по информационной политике Андрей Свинцов, который своим выступлением открыл сессию.
Руководитель департамента спутниковой связи и услуг J`son & Partners Consulting Валентин Анпилогов рассказал о проникновении технологий Интернет вещей на рынок спутниковой связи. «Совершенно новый сегмент, который сейчас только начинает проявляться, относится к многоспутниковым системам на базе IoT. Это предоставление низкоскоростных каналов для глобального контроля и управления любыми процессами и устройствами, в том числе, в режиме реального времени», - отметил он.
На бизнес операторов спутниковой связи в последнее время заметно влияет высокая волатильность – цены на услуги постоянно меняются и некоторые игроки рынка активно используют демпинг, рассказал коммерческий директор ЗАО «Рейс Телеком» ГК AltegroSky Руслан Акчулпанов. При этом доходы начинают падать и многие компании прекращают свое существование.
Рынку требуется трансформация операторов из стандартного провайдера связи в оператора цифровых сервисов, считает Сергей Колонтаев, директор по работе с клиентами ООО «Небо ГК». По его словам, это видно по сотовым операторам, которые перестают быть некой «трубой» и начинают предоставлять своим клиентам различные услуги. Кроме того, он затронул тему обеспечения спутниковой связи для подвижных объектов и представил несколько актуальных кейсов в этой области. В частности были упомянуты проекты по предоставлению интернета в самолетах и поездах компаний «Трансаэро» и РЖД.