img09 октября 2020 в 16:43

В Москве прошел международный форум операторов связи

2 октября 2020 года состоялся XVI ежегодный международный форум операторов связи «Телеком», организованный деловым изданием «Ведомости». Мероприятие прошло в Москве, на площадке Центра цифрового лидерства SAP.

2 октября 2020 года состоялся XVI ежегодный международный форум операторов связи «Телеком», организованный деловым изданием «Ведомости». Мероприятие прошло в Москве, на площадке Центра цифрового лидерства SAP.

В форуме приняли участие представители компаний – лидеров своей отрасли, регуляторы, эксперты телеком-отрасли. Ведущие игроки телекоммуникационного рынка по традиции обсудили новые вызовы и перспективные точки роста отрасли, возможности отечественного рынка ИКТ и способы монетизации передовых технологий.

Перед началом первой сессии «Бизнес в эпоху цифрового потребления» ее модераторы, независимый эксперт Ксения Болецкая и партнер, руководитель практики по оказанию услуг компаниям сектора технологий, медиа и связи в России и СНГ EY Антон Устименко, предоставили слово президенту компании Huawei Eurasia CNBG Чжао Лэю. Господин Лэй подчеркнул значение увеличения роли цифровой экономики для ВВП Китая: «Именно высоким уровнем цифровизации и политического стимулирования масштабного внедрения 5G объясняется удивительный факт прироста ВВП на 3,2% во втором квартале», – и заявил о готовности компании Huawei активно участвовать в деятельности рынка ИТК в России: «Мы будем продолжать внедрять в России инновации интеллектуальной связи для улучшения скорости всех входящих каналов, уменьшая задержку, повышения точечности и позиционирования. Мы готовы внести вклад в развитие ИКТ и цифровой экономики в России».

Открывая дискуссию, Антон Устименко выступил с презентацией на тему «Новый потребитель и новые бизнес-модели», в которой рассказал о нынешних трендах потребительского спроса и трансформации жизненных привычек населения, об изменении спроса ввиду карантинной и посткарантинной реальности.

Отвечая на вопрос Ксении Болецкой о том, как изменилось поведение потребителя после выхода из карантина, Геворк Вермишян, генеральный директор «Мегафона», напомнил, что, как при любом кризисе, рядовой потребитель стал более бережно относиться к своим расходам, что отразилось на прибыли телеком-операторов. Но даже имея такой негативный контекст, важнее стало то, что пользователи, ранее не состоявшие в цифровой среде, вынужденно вошли в нее, тем самым увеличив охват.

Президент МТС Алексей Корня определил несколько закономерностей, которые можно проследить в настоящее время: «Первое – это то, что коронакризис не сформировал новую реальность, как сейчас принято говорить, а простимулировал онлайн-тренды, которые уже давно наблюдались и популяризировались. Второе: когда мы говорим о потребительских трендах, то сейчас это экосистема и мультипродуктовость, потому что люди хотят, потребляют и будут потреблять разные продукты у одного бренда. Но эти продукты должны быть комплементарны и логически связаны между собой. Этим самым человек упрощает себе выбор, так как уже доверяет бренду. В-третьих, будущее – это обязательно сочетание онлайна и офлайна, мультиканальность».

Дмитрий Сергеев, генеральный директор «Алиэкспресс Россия», в прямом эфире отметил, что проникновение сектора e-commerce не только показало двукратный рост, что закономерно для сложившейся ситуации, но и продолжало сохранять свой темп даже при откате в офлайн.

Спикеры дискуссионной панели сошлись во мнении, что тренд проникновения в онлайн долгосрочный. При этом отмечается необходимость формирования мультипродуктовых брендов в модели партнерства с другими компаниями.

Позиция регулятора в лице заместителя главы Минцифры Олега Иванова относительно наметившейся дискуссии о введении digital ID остается консервативной: «Государство не может пройти мимо этой темы. Во-первых, необходима управляемость, во-вторых – обеспечение безопасности. Просто отдать digital ID в чистый рынок невозможно из соображений безопасности, соблюдения приватности и защиты персональных данных». Также Олег Иванов заявил, что на данный момент в последней стадии формирования находится разработка законопроекта об удаленной идентификации абонентов, что поможет упростить ведение бизнеса в условиях закрытия салонов связи, а в перспективе и помочь развитию виртуальных сим-карт eSIM.

Вторую сессию под названием «Исполнить и доложить. Как работает на практике импортозамещение в России» модераторы Николай Прянишников, председатель комитета по новым технологиям, инновациям и кибербезопасности Ассоциации независимых директоров, и Денис Кусков, генеральный директор Telecom Daily, открыли релевантным вопросом для всех участников конференции: «При выборе ИТ-поставщика важна ли для вас его национальность?» Лидирующим ответом и в офлайн-, и в онлайн-голосовании было мнение: «Нет, не играет роли».

Со своей презентацией на тему «Импортозамещение» выступила Наталья Коваленко, партнер и руководитель межотраслевой группы «Пепеляев групп», в которой раскрыла правовую сторону вопроса, проследив за эволюцией законодательства в сфере импортозамещения, обозначила плюсы и минусы отечественного ПО и рассказала о налоговых маневрах в ИТ, которые вступают в силу с 2021 года.

Борис Бородянский, вице-президент по работе с телеком-отраслью ГК «ЛАНИТ», рассказал о жизненном цикле и особенностях сбыта российского софта: «Сначала появляется идея. Дальше идет разработка, первым препятствием которой становится получение референсов, потому что любому заказчику важно видеть, где и как продукт был реализован. Второй стадией является внедрение продукта в госкорпорации, где он получает обкатку, с которой может выйти на следующий этап реализации в коммерческий рынок».

Евгений Чечельницкий, советник генерального директора оператора связи МТТ, сравнивая различные модели экономических отношений – «диктат потребителя» и «диктат производителя», – углубился в историю формирования рынка отечественного ПО и рынка ИТ.

Директор по развитию ИТ «Ростелекома» Дарий Халитов отметил, что для компании вопрос выбора импортозамещения был сделан уже давно, а само импортозамещение рассматривается с точки зрения двух ключевых моментов – выбора цифрового ПО и телеком-оборудования: «Наша команда в «Ростелекоме» не обсуждает импортозамещение в формате «за или против», мы уже давно внутри этого процесса».

Екатерина Солнцева, директор по цифровизации госкорпорации «Росатом»: «Очень важно проговорить, что такое импортозамещение и его суть. Главная задача импортозамещения – сделать хорошо работающее российским, а не поменять хорошо работающее на работающее плохо».

Также Анна Кашницкая, директор по развитию бизнеса Mail.ru Group, отметила вопрос сильного «кадрового голода» в сфере ИТ: «Несмотря на то что мы обеспечиваем хорошие условия труда, высокую зарплату, их все равно не хватает. Нам приходится создавать специальные кафедры в Бауманке».

Модератором сессии Николаем Прянишниковым был сделан главный вывод из дискуссии: «Давайте покупать российское, но лучшее, которое образуется в партнерстве производителя и клиента».

Открывая последнюю дискуссионную сессию «За пределами трубы: новые бизнесы телеком-операторов. Будет ли полет удачным?», ее модератор Константин Анкилов, управляющий партнер «ТМТ консалтинг», выступил с краткой презентацией, в которой рассмотрел долю телеком-рынка со смежными отраслями, а также определил значение экосистемы как фактора лояльности потребителя.

Джордж Хелд, исполнительный вице-президент по развитию цифрового и нового бизнеса «Вымпелком», отметил три больших направления, в которых бренд «Билайн» развивает цифровые технологии: «Первое – это всевозможные инструменты больших данных, искусственного интеллекта для внутреннего развития компании; второе – помощь государству и организациям строить всевозможные модели, банкам – подсказать, где ставить банкоматы; и третье – это использование инструментов искусственного интеллекта для спасения людей (совместный проект «Билайна» и «Лиза алерт»)».

Александр Соболев, директор по стратегии и развитию бизнеса компании «Мегафон», и Александр Горбунов, вице-президент по стратегии и развитию МТС, выступили единым фронтом, заявив, что с осени прошлого года оба оператора объявили о запуске новой стратегии движения в сторону экосистем.

Третий оператор в дискуссионной панели – Светлана Скворцова, директор по стратегическому планированию Tele2, в начале своего выступления отметила особенный путь развития и выстраивания стратегии в компании «Теле2»: «Компания выбрала стратегию партнерских отношений, потому что она позволяет нам быть гибкими и релевантными для наших клиентов».

В прямом подключении к форуму Борис Глазков, вице-президент по стратегическим инициативам «Ростелекома», не разделил мнения коллег о необходимости перехода телеком-операторов в экосистемы: «Каковы шансы на успех телекоммуникационной компании по сравнению, например, с крупным банковским бизнесом в создании такой экосистемы? С моей точки зрения, не велики».

Мнение панелистов относительно необходимости перехода в экосистему разделились, но единой осталась вера в успех развлекательного контента.

Завершающая специальная сессия «The Speaker’s Speech. Наедине с топ-менеджером» была проведена в формате интервью Игоря Мишина, генерального директора «МТС медиа», независимому эксперту Ксении Болецкой. Отвечая на вопрос модератора о необходимости размещения оригинального контента для успеха медиасервиса, Игорь Мишин ответил: «На наших глазах закончилась эпоха конкуренции онлайн-кинотеатров как самостоятельных площадок по прокату кино, и в этом ключе видна роль original».

Также спикер наметил тенденции и спрогнозировал рынок на ближайшие пару лет: «Конкурентоспособными будут сервисы, которые включены в некое количество иных сервисов или услуг. Я думаю, что в ближайшие несколько лет нас ждут покупки и слияния, будут образованы конгломераты; мы видим мировую тенденцию, как крупные телекомы покупают большие контентные студии или провайдеров контента. Эта тенденция общемировая, и она сформирует конкурентный рынок».

Как кризис повлияет на расстановку сил в отрасли, будут ли операторы стоять в основе новых экосистем, как изменится клиент – участники форума обсудят в рамках деловой программы форума «Телеком» в 2021 году.

Подробная информация, видео и фотографии с прошедшей конференции и презентации докладчиков представлены на официальном сайте конференции.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий